Пандемия коронавируса показала, насколько востребованы цифровые ресурсы учреждений культуры. На несколько месяцев они стали единственным каналом доступа к досугу для миллионов россиян, что, кстати, соответствует целям национального проекта "Культура", который предусматривает увеличение посещаемости цифровых выставок и онлайн-спектаклей в пять раз. Портал "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является?ТАСС, узнал, чему научились учреждения культуры в регионах России за период самоизоляции, легко ли взаимодействовать с аудиторией через экран монитора и найдут ли музеи, театры и библиотеки после выхода из пандемии силы и средства сохранять онлайн-активность.
Ждали с нетерпениемМузеи, библиотеки, выставочные залы и дома культуры в некоторых регионах России начинают осторожно открывать свои двери. Посетителей здесь теперь встречают бесконтактными термометрами и антисептиками, а улыбки сотрудников скрывают маски. Жизнь учреждений культуры после пандемии изменилась, но и сами они за время карантина стали другими - пробуют новые форматы работы, осваивают онлайн и радуются подписчикам.?
В центре Симферополя, где в мае-июне после почти двухмесячного вынужденного простоя открылись музеи и библиотеки, среди многоэтажек затерялось невысокое здание старинной постройки - это единственная в мире крымско-татарская библиотека. Здесь хранятся труды многих авторов по тюркологии и крымско-татарской проблематике, в том числе и специализированные, таких больше нет нигде. На входе охранник бесконтактным термометром измеряет температуру, записывает паспортные данные и результаты термометрии в журнал, просит надеть маску.
Пока в библиотеке посетителей немного - в небольшой читальный зал согласно требованиям Роспотребнадзора приглашают не более пяти человек одновременно, немноголюдными стали и традиционные читательские посиделки на живописной, утопающей в цветущих розах террасе. Директор Гульнара Ягьяева говорит, что читатели с нетерпением ждали открытия библиотеки, а посещаемость ее сайта за время карантина выросла примерно в пять раз.
"Конечно, постоянным читателям - а их у нас более 5 тыс. - было тяжело выдержать карантин. И тут нам на помощь пришел интернет. Мы выставляли оцифрованные книги. Их процент пока невелик, но и эти издания стали подспорьем для наших посетителей", - рассказывает Гульнара Сабриевна.Руководство библиотеки планирует развивать ресурс, например представлять на сайте редкие книги.
Говорящие экспонатыМузеи в Крыму тоже позитивно оценили возможности онлайн-формата, которому ранее не уделялось много внимания. В единственном в республике Крымском этнографическом музее, к примеру, запустили на YouTube-канале и странице в Instagram проект "Негромкий разговор вещей" - это записанные сотрудниками музея краткие ролики о различных экспонатах, рассказал его директор Юрий Лаптев.
"Чему нас научил карантин? Прежде всего, работе в социальных сетях. Мы поняли, что необходимо создавать такой продукт, чтобы человеку после просмотра наших видеороликов, виртуальных экскурсий и других онлайн-проектов было интересно прийти к нам и лично посмотреть на экспонаты", - отмечает руководитель.Соцсети помогли работникам музея увидеть, что именно интересует посетителей, и открыть новые экспозиционные площадки. В итоге, по словам Лаптева, крымский музей попал в тройку лучших учреждений культуры, зарегистрированных на портале "PRO.Культура.РФ", а число просмотров его сайта выросло в мае более чем в шесть раз, до 48,5 тыс.
Миллионные просмотрыВ Новгородской области учреждения культуры в период карантина запустили онлайн-проект #КультураряДОМ. Он объединил реализованные в интернете инициативы творческих жителей области. Авторы проекта "Сказочный дуэт" читали детям сказки на ночь, участники интерактивной игры "Создай шедевр" собирали паззлы - репродукции картин из фондов новгородского музея, а для любителей рукоделия открылась мастерская народных ремесел, где не выходя из дома можно научиться плетению из бересты, ткачеству, рисованию и даже гончарному искусству.
Автор рубрики "Сказочный дуэт" режиссер Дмитрий Сарвин рассказал, что детскую программу хотел запустить давно, но воплотить мечту удалось, как ни странно, только в период пандемии.
"Раз мы дома, решили ребенка повеселить, сделали несколько выпусков. Друзья стали смотреть, знакомые, просто люди сказали, что им нравится, и вот за все это время мы сделали уже три сезона - около 40 передач. Бросить это мы уже точно не можем, нам стало очень интересно, идей много", - сказал он, добавив, что, когда ограничения из-за пандемии отменят, выпуски проекта, возможно, будут выходить чуть реже, но он точно сохранится и будет развиваться."На сегодняшний день под хештегом #КультураряДОМ опубликовано 20 888 материалов. Число просмотров приближается к отметке 1 млн. Конечно, работа в социальных сетях будет продолжена. Ведь многие творческие люди стали еще более популярны и известны благодаря онлайн-общению с публикой", - отметила министр культуры Новгородской области Татьяна Васильева.
Планируют продолжить активную работу в онлайн-среде и в кировском социально-культурном центре "Семья". "Мы запускали несколько проектов, людям понравился проект "Семья онлайн" (онлайн-уроки от руководителей наших коллективов), хорошо поддержали подписчики наш проект "Кировчане - герои Победы": люди присоединялись к челленджу, рассказывали о своих героях, кто-то даже снимал видеоролики. Эти проекты мы, конечно, оставим, тут только вопрос человеческих ресурсов, больших финансовых затрат это не требует. Но у нас молодая команда, все слаженно и оперативно работают, мы быстро расписали контент-план, поставили задачи, кто за что будет отвечать. Пандемия четко показала: досуг может быть и в интернете", - рассказывает режиссер социокультурного центра Юрий Савин.
Временная альтернативаИ все же работа в онлайн-формате для учреждений культуры вынужденная мера. Сотрудники уверены: ничто не заменит живых эмоций от встречи со зрителем, читателем или учеником.?
"Мы использовали много цифровых форматов. Формы онлайн-трансляций концертов и спектаклей, проведение онлайн-викторин, квестов, выставок и презентаций, даже совместная работа творческих групп в дистанционном режиме будут востребованы и в период контактной работы. Но ничто не заменит живого общения со зрителем, того творческого вдохновения, того тепла, которое дарит непосредственное соучастие зрителя в творческом процессе", - признается Владимир Крючков, директор Областного дворца культуры и искусства во Владимире, чьи трансляции мероприятий за апрель - июнь 2020 года посмотрели более 60 тыс. зрителей.
Согласны с коллегой и в Орском государственном драмтеатре имени А.С. Пушкина, сотрудники которого, вынужденно находясь дома, создавали контент для социальных сетей - всего более 100 номеров. Артисты в прямом эфире читали сказки и стихи, проводили зарядки, пели песни, проявляли свои кулинарные способности и даже пробовали снимать мини-сериал о театральном этикете. "В итоге наша аудитория прибавилась, охват с каждым днем увеличивался. Благодаря участию в проекте "Большие гастроли онлайн" был показан спектакль по пьесе Уильяма Шекспира "Мера за меру", который всего за 1,5 часа набрал 180 013 просмотров", - рассказывает врио директора театра Алексей Заводчиков.
Всего за период самоизоляции в аккаунтах Орского драмтеатра в социальных сетях опубликовали около 500 постов, которые набрали 170 872 просмотра. Общее количество "карантинных" зрителей превысило 399 тыс., сообщили в театре. Но как бы ни были успешны онлайн-трансляции, они не могут компенсировать финансовые потери театра и заменить истинную творческую работу, отмечает Заводчиков.?
"Трансляции не могут заменить нам живой диалог и обмен энергией между сценой и зрителем, который может возникнуть только в зале. Финансовые и творческие потери просто огромные! Тем более, что спектакли должны были идти до конца июня, а теперь столько времени без доходов от продажи билетов. Перенесены две премьеры этого сезона, гастроли в Казахстане и Татарстане, поездка на фестиваль в Македонию", - говорит Заводчиков.При этом он заверил, что после выхода из карантина актеры продолжат вести свои блоги, потому что и им самим это понравилось, и зрителям интересно.
Запуск онлайн-проектов и ведение страниц в социальных сетях стали жизненной необходимостью для всех учреждений культуры в период карантинных мероприятий. Переход в виртуальный формат позволил не растерять зрителей и привлечь новую аудиторию, попробовать себя в новых ролях, экспериментировать с форматами и стать немного ближе к публике. И все же культурные учреждения надеются в скором времени снова встретить читателей, зрителей и гостей без масок и антисептиков, увидеть полные залы и услышать благодарные аплодисменты здесь и сейчас.