Закон о правовом статусе пожарного России
24 августа 2016г. 10:23
Федеральный закон № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» подписан Президентом РФ 23 мая 2016 года.О первом в многовековой истории пожарной охраны России законе о правовом статусе пожарного рассказывает статс-секретарь – заместитель главы МЧС России Владимир Артамонов. Впервые в истории До принятия 141-ФЗ служебная деятельность сотрудников ФПС регламентировалась Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ в 1992 году. Этот документ не в полной мере учитывал специфику ФПС России и не отвечал современным требованиям. Новый федеральный закон устраняет это несоответствие, определяет правовое регулирование службы в ФПС как одного из видов федеральной государственной службы, правовой статус сотрудников, принципы и взаимосвязь службы в ФПС с другими видами государственной и муниципальной службы. Закон «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» содержит немало новелл, внесенных впервые. В частности, наряду с традиционно сложившейся системой формирования состава должностей, в том числе по уровням специальных званий сотрудников ФПС, глава 2 законодательно закрепляет системные подходы к соотнесению специальных званий в ФПС с воинскими званиями и классными чинами федеральной государственной гражданской службы и иных видов государственной службы РФ. Также впервые определены общие квалификационные требования к должностям в системе ФПС. С целью регламентации правового положения сотрудников 141-ФЗ (глава 3) впервые вводит понятие «сотрудник ФПС» и устанавливает его основные права и обязанности, требования к служебному поведению, ограничения и запреты, связанные со службой, ответственность. Однако это первый шаг. Следующий — разработка и принятие должностного регламента (инструкции), в соответствии с которым будет осуществляться профессиональная служебная деятельность сотрудников ФПС, определяться их должностные обязанности и права. На контрактной основе Принципиальный момент — Федеральный закон «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» устанавливает обязательность служебных отношений в ФПС на контрактной основе. В главе 4 определен (также впервые) порядок поступления на службу, исчерпывающий перечень необходимых для этого документов, порядок рассмотрения и сроки принятия решений. Кроме того, определены виды, содержание и срок действия контракта, алгоритм его заключения, порядок замещения вакантных должностей сотрудников ФПС по конкурсу. В главе 5 закона подробно расписан порядок прохождения службы в ФПС: назначение на должность, принятие Присяги, разработка и утверждение должностных регламентов (инструкций), перевод по службе в другую местность, на другую должность. При этом предусмотрена возможность ротации сотрудников ФПС. «Сотрудник федеральной противопожарной службы, непрерывно замещающий одну и ту же должность в течение шести лет, может быть переведен в порядке ротации на иную равнозначную должность в том же субъекте РФ, федеральном округе, а при невозможности такого перевода — на иную равнозначную должность в другую местность», — гласит закон. Перечень таких должностей определяет глава МЧС. В случае отказа без уважительных причин от перевода в порядке ротации сотрудник ФПС с его согласия может быть переведен на нижестоящую должность в том же подразделении или в том же субъекте федерации. Если его это не устроит и он откажется, то встает вопрос об увольнении со службы. Также в законе прописаны порядок привлечения сотрудника ФПС к временному исполнению обязанностей, возможности прикомандирования к федеральному органу государственной власти или организации с оставлением в кадрах ФПС, совмещения обязанностей на службе в ФПС и проведения аттестации. Впервые на законодательном уровне закреплены положения об особенностях прохождения службы сотрудником ФПС при сокращении его должности, упразднения (ликвидации) либо реорганизации подразделения, в котором он служит. Закон определяет условия зачисления в распоряжение и порядок прохождения службы находящимся в распоряжении сотрудником. Кроме того, 141-ФЗ предусмотрена возможность приостановления службы сотрудника ФПС в случае назначения сотрудника на государственную должность РФ или при избрании (наделении полномочиями) главой субъекта федерации, членом Совета Федерации, депутатом Госдумы либо регионального законодательного органа власти, а также безвестного отсутствия. Определен порядок и условия исчисления стажа службы в ФПС, порядок учета сотрудников, обработки, хранения и использования их персональных данных, ведения личных дел. В законе (глава 6) установлены порядок присвоения и сохранения специальных званий с учетом имеющихся воинских и других специальных званий и классных чинов, а также сроки выслуги в специальных званиях, в том числе и присвоения специальных званий досрочно или на ступень выше предусмотренного по штатной должности. Службе — время Глава 8 регламентирует систему учета служебного времени и времени отдыха сотрудников ФПС. Установлена пятидневная служебная неделя при нормальной продолжительности служебного времени не более 40 часов. Исключение сделано для женщин, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также для сотрудников, проходящих службу во вредных и опасных условиях. Для этих категорий установлена 36-часовая служебная неделя. Законодательное установление пятидневной рабочей недели в системе МЧС России дает возможность при определении основного отпуска не включать в него второй выходной день. Как известно, сотрудник ФПС в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни. За это полагается компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. Если же в данный период это невозможно, то сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха может быть выплачена денежная компенсация. Закон ввел три новых вида отпуска — за ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей в особых условиях и при достижении 20 лет выслуги перед увольнением по достижении предельного возраста, в связи с состоянием здоровья или в связи с сокращением должности либо в любой год из последних трех лет перед увольнением, либо в год увольнения. Дополнительный отпуск за стаж службы в федеральной противопожарной службе сохранен сотрудникам федеральной противопожарной службы в прежнем объеме: при выслуге от 10 до 15 лет службы — 5 календарных дней; от 15 до 20 лет службы — 10 календарных дней; более 20 лет службы — 15 календарных дней. Социальные гарантии Глава 9 закона закрепляет гарантии социальной защиты сотрудников ФПС, увольняемых со службы, и право на пенсионное обеспечение. Напомню, что порядок предоставления социальных гарантий сотрудникам определен Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В новом законе определены страховые гарантии и порядок выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей. Впервые установлен перечень случаев, когда сотрудника следует считать выполняющим служебные обязанности, а когда он не может быть признан погибшим либо получившим повреждение здоровья при исполнении служебных обязанностей. Исключить конфликт интересов Отдельная тема — вопросы, связанные с урегулированием конфликта интересов и разрешения служебных споров. 141-ФЗ впервые определяет эти понятия и порядок временного отстранения сотрудника ФПС от выполнения служебных обязанностей и восстановления на службе. Предлагаются понятные механизмы разрешения служебных споров и основы урегулирования конфликта интересов. Полнота ответственности лежит на руководителях, которым стало известно о возникновении или о возможности возникновения конфликта интересов. «Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов могут включать в себя изменение служебного положения сотрудника федеральной противопожарной службы, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от выполнения служебных обязанностей в установленном порядке и (или) принуждение к отказу сотрудника от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, а в отношении сотрудника, осуществляющего в соответствии со своими служебными обязанностями процессуальные полномочия, также его отвод или самоотвод в порядке, установленном законодательством РФ», — записано в законе. Кадры решают все Впервые законодательно определен порядок формирования кадрового состава ФПС. В частности, установлены принципы формирования кадрового состава и виды подготовки кадров. Введено понятие государственного заказа на подготовку кадров в интересах ФПС в образовательных организациях вне системы МЧС России и определен порядок его формирования. Получение сотрудником федеральной противопожарной службы дополнительного профессионального образования является преимущественным основанием для включения сотрудника в кадровый резерв или продолжения замещения им соответствующей должности в ФПС. Дополнительное профессиональное образование осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Причем повышать квалификацию сотрудники ФПС имеют право не только в отечественных учебных заведениях, но и за границей, что тоже закреплено 141-ФЗ. Однако сотрудник, с которым был расторгнут служебный контракт по негативным основаниям в период его обучения и пятилетнего срока после завершения обучения, в установленном порядке обязан возместить затраты на свое обучение. Исчерпывающий перечень оснований для прекращения контракта либо его расторжения, а также перечень оснований для увольнения сотрудников ФПС, в том числе с утратой доверия, содержится в главе 12 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Чтобы закон заработал Мониторинг нормативной правовой базы, регламентирующей прохождение службы в ФПС, показал, что в целях реализации этого Федерального закона в первоочередном порядке предстоит в кратчайшие сроки (до конца года) подготовить 47 нормативных правовых актов, в том числе три проекта Указа Президента РФ. В настоящее время эта работа развернута и находится на постоянном контроле. В целом необходимо отметить, что сотрудники ФПС получили современную нормативную правовую базу прохождения службы, что, несомненно, положительно скажется на результатах деятельности всей федеральной противопожарной службы. Источник: http://pojdelo.mchsmedia.ru/edition/52598/document1636143/
Источник: http://mchsrf.ru/news/355375-zakon-o-pravovom-statuse-pojarnogo-rossii.html