Уважаемая Валентина Ивановна!
Уважаемые члены Совета Федерации!
Прежде всего хочу поблагодарить вас за приглашение принять участие в «правительственном часе».
Это возможность обменяться мнениями по вопросам, которые волнуют общество, и внести необходимые коррективы в нашу работу.
За последние пять лет, только по официальным данным, Россия потеряла от наркотиков около сорока тысяч граждан.
Сегодня, согласно результатам общероссийского мониторинга, число лиц, допускающих потребление психоактивных веществ, составляет свыше двух миллионов. Бо́льшая часть из них – это подростки и молодежь до двадцати четырёх лет.
Такие масштабы распространения немедицинского потребления наркотиков несут в себе серьёзные риски для здоровья нации.
Новые вызовы безопасности возникают и в результате усиления связей между наркобизнесом и другими видами транснациональной преступности.
Важность нейтрализации этой угрозы отмечается на самом высоком уровне.
В феврале Указом Президента Российской Федерации внесены изменения в Стратегию государственной антинаркотической политики. Обновленная редакция документа предусматривает, в том числе, комплекс мер по подрыву экономических основ наркопреступности.
Определенные приоритеты заданы в решениях Совета Безопасности Российской Федерации.
Вопросы борьбы с наркоманией подробно рассматриваются также на заседаниях Государственного антинаркотического комитета и Правительственной комиссии по профилактике правонарушений.
Ежегодно правоохранительными органами выявляется более двухсот тысяч преступлений по линии незаконного оборота наркотиков, из которых порядка семидесяти процентов – тяжкие и особо тяжкие.
За период реализации Стратегии с 2011 года объем изъятых запрещенных веществ превысил 234 тонны.
Раскрыто тридцать пять тысяч наркопреступлений, совершенных в составе организованных групп.
Пресечена деятельность свыше пятисот преступных сообществ, многие из которых имели транснациональный характер.
Кроме того, задокументировано две тысячи деяний, связанных с легализацией доходов, полученных от сбыта запрещенных веществ.
Выявлено двенадцать тысяч фактов контрабанды наркотиков, ликвидировано 547 подпольных лабораторий.
Во взаимодействии с муниципальными органами власти на системной основе проводятся специальные операции по уничтожению внутренней сырьевой базы.
Так, в минувшем году удалось предотвратить поступление в незаконный оборот свыше шести тонн наркотиков растительного происхождения.
С учетом постоянного расширения российского наркорынка за счет появления синтетических аналогов принимаются меры по незамедлительному реагированию на новые психоактивные препараты.
Только за последний год Правительством приняты три постановления в отношении тридцати двух таких веществ, что в целом
позволило установить ответственность за незаконный оборот девятисот субстанций.
Также МВД России наделено полномочиями по ограничению доступа к интернет-ресурсам, используемым для распространения запрещенной информации о наркотиках.
В минувшем году к нам на рассмотрение поступило порядка пятидесяти тысяч электронных сообщений. Из них по двадцати тысячам приняты решения о блокировке соответствующего контента.
Прекращена деятельность шестисот пятидесяти так называемых интернет-магазинов, предлагавших наркотические средства.
Одновременно позитивная динамика отмечается и по линии сокращения спроса на наркотики.
Количество состоящих на учете потребителей с 2011 года сократилось на 67 тысяч человек.
На протяжении нескольких лет наблюдается снижение числа умерших от отравления наркотическими средствами и психотропными веществами.
В прошлом году почти на 18 процентов уменьшилось количество лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения, при этом несовершеннолетних – более чем на треть.
В целях сокращения наркопотребления в уголовное и административное законодательство введены положения, побуждающие наркозависимых к прохождению курса лечения и реабилитации.
В рамках данной работы под эгидой Государственного антинаркотического комитета реализуется Межведомственный план организации профилактической деятельности в сфере немедицинского потребления наркотиков на 2017–2019 годы.
В создании системы мер по снижению спроса большая роль отводится регионам. На сегодняшний день в каждом из них действуют государственные антинаркотические программы.
Они реализуются по двум основным направлениям: профилактика наркомании, а также лечение и реабилитация наркозависимых лиц.
На местах определены органы исполнительной власти, уполномоченные на решение указанных задач.
В семидесяти одном субъекте утверждены планы мероприятий по созданию регионального сегмента системы реабилитации наркопотребителей.
В тридцати двух – организована выдача именных сертификатов на предоставление услуг по социальной реабилитации.
Такой подход позволяет включать в соответствующие программы малообеспеченных граждан и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Кроме того, сейчас в стране насчитывается свыше восьмисот негосударственных структур, действующих в рассматриваемой сфере.
Из них более трёхсот – принадлежат различным конфессиям.
По линии международного сотрудничества мы продолжаем развивать диалог с авторитетными профильными организациями и институтами.
Наш основной партнер – Управление ООН по наркотикам и преступности, с которым налажены тесные контакты по всему спектру вопросов противодействия глобальной наркоугрозе.
Важным событием прошлого года стало посещение России миссией Международного комитета по контролю за наркотиками.
По итогам визита была отмечена «приверженность Правительства Российской Федерации решению проблем злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота».
Ещё одно значимое мероприятие – состоявшаяся на площадке Государственной Думы по инициативе Правительства первая Международная межпарламентская конференция «Парламентарии против наркотиков».
Заслуженное признание получила отечественная система подготовки кадров для зарубежных антинаркотических структур на базе наших ведомственных образовательных учреждений.
Начиная с 2011 года, во Всероссийском институте повышения квалификации МВД России обучение прошли около двух тысяч представителей компетентных органов стран Центральной Азии, в том числе Афганистана и Пакистана.
С 2015 года такая работа продолжается уже в рамках совместных с ООН проектов.
В прошлом году в Никарагуа открылся Учебный центр Сибирского юридического института МВД России для специалистов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Его программа всё больше привлекает полицейских из латиноамериканских стран.
Мы стремимся сохранять лидирующие позиции в этой сфере и оказывать всемерное содействие развитию подобных инициатив.
Российская Федерация последовательно выполняет обязательства, закрепленные в базовых антинаркотических Конвенциях ООН, а также Политической декларации и Плане действий по налаживанию международного сотрудничества.
В частности, в итоговом документе специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН удалось зафиксировать принципиальные подходы России по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков, а также злоупотребления ими.
Одновременно при нашем участии и содействии зарубежных партнеров по площадкам ШОС, ОДКБ и БРИКС не получил поддержки курс нарколиберального сообщества. Цель которого – существенное ослабление действующей международно-правовой системы контроля над наркотиками, включая легализацию запрещенных веществ.
Плодотворно развивается и практическое сотрудничество с иностранными коллегами.
Только за последние два года заключены договоры и подписаны планы с семнадцатью государствами.
Российскими правоохранительными органами проведено шесть совместных операций, в результате которых изъято более тонны наркотиков.
К уголовной ответственности привлечено свыше двадцати лиц, причастных к международному наркотрафику.
Должен отметить, что национальный состав участвующих в наркобизнесе, постоянно изменяется, в том числе под влиянием внешнеполитических факторов.
За последние три года среди иностранцев – распространителей синтетических наркотиков преобладают граждане Украины.
Так, нами была пресечена деятельность международного преступного сообщества, организовавшего в московском регионе их изготовление и сбыт через интернет-магазин. 47 из 67 его участников являются гражданами Украины. И это далеко не единичный случай.
Для перекрытия контрабандных поставок наркотиков проводятся комплексные межгосударственные оперативно-профилактические мероприятия.
Только в прошлом году состоялось пять таких операций во взаимодействии с представителями одиннадцати стран.
При этом наряду с определенными положительными результатами имеются проблемы, решение которых требует дополнительных мер реагирования.
В частности, сложной остается оперативная обстановка по линии противодействия легализации доходов от незаконного оборота наркотиков.
Несмотря на то, что правоохранительными органами проведен ряд успешных реализаций по данным фактам, финансовый оборот наркорынка многократно превосходит суммы, установленные по таким делам.
В этой связи особую актуальность приобретает совершенствование правовых норм.
Речь идёт о создании условий, при которых потенциальная прибыль преступников будет несопоставима со степенью риска для них.
А это возможно прежде всего путем установления механизма обращения в пользу государства наркодоходов по аналогии с порядком взыскания имущества, полученного в результате коррупционных преступлений.
Соответствующее предложение было рассмотрено и поддержано представителями Администрации Президента, Государственной Думы и федеральных органов исполнительной власти на мартовском заседании Государственного антинаркотического комитета.
Введение указанной меры должно стать эффективным инструментом разрушения экономической составляющей организованной преступности и противодействия «отмыванию» незаконных доходов.
Также требует совершенствования уголовное законодательство в части дальнейшего побуждения наркозависимых к отказу от потребления наркотиков и добро-вольному обращению за медицинской помощью и реабилитацией.
В 2012 году в антинаркотические статьи Уголовного кодекса были внесены соответствующие изменения.
Однако за прошедшие 5 лет правоприменительная практика выявила ряд моментов, подлежащих корректировке.
Так, наибольшее количество лиц по линии незаконного оборота наркотиков осуждается за их приобретение, хранение, перевозку, изготовление и переработку без цели сбыта в крупном размере. За 6 месяцев прошлого года удельный вес привлечённых к ответственности по соответствующей статье составил 35 процентов.
Такое же соотношение характерно и для 2016 года.
При этом в большинстве случаев назначается наказание с минимальным сроком его отбытия, ниже низшего предела либо условное, хотя санкция за подобные деяния предусматривает лишение свободы на срок от трёх до десяти лет.
Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что лица, совершающие преступления данной категории, в основном являются наркозависимыми. И меры уголовно-правового воздействия к ним должны носить
не только карательный, но и профилактический характер.
Поэтому представляется целесообразным проработать вопрос о дополнительной градации наказания, связанного с лишением свободы по части второй статьи 228 Уголовного кодекса.
Одновременно требуется наделить суд правом отсрочить отбывание наказания осужденному, изъявившему желание пройти курс лечения, медицинскую и социальную реабилитацию до их окончания.
Ещё одна проблема, с которой сталкиваются правоприменители, связана с возложением на определенную категорию осужденных обязанности пройти такие процедуры.
Для реализации указанных положений предусмотрено обязательное назначение судебных экспертиз, когда имеются основания полагать, что подозреваемый является больным наркоманией.
Однако отсутствие нормативно закрепленного перечня таких оснований приводит к росту числа экспертиз и, как следствие, длительности их проведения: в ряде случаев – до шести месяцев.
Все это негативно отражается на соблюдении сроков расследования уголовных дел и обеспечении прав граждан.
Вместе с тем количество лиц, признанных нуждающимися в лечении от наркомании, в среднем составляет не более пятнадцати процентов.
Министерством совместно с другими заинтересованными ведомствами прорабатывается вопрос о подготовке единого документа, регламентирующего назначение обязательных экспертиз.
Особую тревогу вызывает активизация попыток расшатывания системы контроля путем легализации в ряде зарубежных государств так называемых «легких» наркотиков и изменения отношения к наркопотреблению в обществе.
Другим вызовом является навязывание концепции «снижения вреда». Её неотъемлемой частью стала «метадоновая заместительная терапия», категорически недопустимая в нашей стране.
Намерены и впредь наращивать усилия на международной арене по неприятию таких форм борьбы с незаконным наркопотреблением. Данная позиция была ещё раз подтверждена российской делегацией на состоявшейся в марте текущего года очередной сессии Комиссии ООН.
Учитывая социальную природу наркомании, в рамках нашей работы по снижению спроса на наркотики, важно не только совершенствовать действующие механизмы, но искать новые решения.
В прошлом году рост административных правонарушений за потребление наркотических средств без назначения врача составил 43 процента.
Количество детей и подростков, состоящих на учете, с 2011 по 2016 годы увеличилось более чем на 20 процентов.
При этом в ходе раннего выявления несовершеннолетних, допускающих потребление запрещённых веществ, мы сталкиваемся с рядом типовых проблем.
Как правило, именно они отказываются от участия в тестированиях. Зачастую в этом также не заинтересованы ни родители, ни образовательные учреждения.
Своевременному лечению препятствует и необходимость добровольного согласия подростка на медицинское вмешательство, начиная с пятнадцатилетнего возраста.
В рамках совершенствования профилактики наркомании, особенно в детской и молодежной среде, Минздраву совместно с Минобрнауки России и другими заинтересованными ведомствами предстоит продолжить работу по разрешению обозначенных вопросов.
В то же время больных наркоманией нужно не только вылечить, но и вернуть в социум.
И здесь основная роль принадлежит деятельности государственных и негосударственных организаций в области реабилитации наркозависимых и их реинтеграции в общество.
Как уже отмечалось, во всех субъектах приняты антинаркотические программы, предусматривающие подобные мероприятия.
Однако не везде они осуществляются одинаково эффективно.
Прежде всего это обусловлено недостаточным финансированием. На сегодняшний день только в трети регионов средства выделены в полном объеме. Еще в двадцати трёх – в размере пятидесяти процентов.
В настоящее время к числу оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя относится совершение отдельными категориями работников правонарушений, связанных с наркопотреблением.
Вместе с тем Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает информирование работодателя о привлечении таких лиц к ответственности.
Данный пробел затрудняет реализацию положений, направленных прежде всего на обеспечение защиты наших граждан от причинения вреда техногенного характера.
В целом же анализ количественных и качественных результатов законопроектной деятельности позволяет говорить о том, что современное антинаркотическое законодательство Российской Федерации является одним из наиболее динамично развивающихся.
При этом всё более отчетливым в последние годы становится его многоотраслевой характер.
Общее число нормативных правовых актов в указанной сфере, принятых в разное время, насчитывает уже свыше ста документов, а с учетом ведомственных и межведомственных соглашений и приказов их количество приближается к тысяче.
Как следствие, на повестку дня объективно ставится вопрос об изложении действующего Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» в новой редакции.
В первую очередь – с учётом необходимости существенного расширения предмета его правового регулирования.
В заключение ещё раз хотел бы выразить уверенность, что и впредь мы будем наращивать совместные усилия в борьбе с наркоугрозой.
С учетом установленного регламента я обозначил лишь основной комплекс мер, принимаемых Правительством по реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств.
Готов ответить на ваши вопросы.
Выступление Владимира Колокольцева на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
28 марта 2018г. 14:45
Источник: https://78.mvd.ru/news/item/12646586/