Общемировое количество выполненных рейсов в мире по итогам августа сократилось на 52% до 1,52 млн полетов, а мировое авиасообщение восстановится до докризисного уровня только в 2024 году, прогнозирует Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). О том, как авиакомпании переживают период спада, нужна ли им для этого помощь государства и как перевозчики пытаются привлечь пассажиров, - в материале ТАСС.
Суммарные потери авиакомпаний в 2020 году на фоне пандемии коронавируса составят $84,3 млрд, считают в IATA. По итогам июля (наиболее свежая статистика IATA, доступная на момент публикации) рынок общемировых перевозок восстанавливается, но в основном за счет выполнения внутренних рейсов. Так, например, сокращение пассажирооборота на внутренних рейсах по всему миру составило 57,5% в годовом выражении, на международных - 91,9%.
Что касается российского рынка, то, по данным Росавиации, сейчас рынок перелетов в России постепенно восстанавливается: в августе 2020 года авиакомпании РФ сократили перевозки пассажиров в годовом выражении на 36,6%, до 9,15 млн пассажиров. При этом в июле сокращение показателя было зафиксировано на уровне в 52,4% (6,76 млн пассажиров).
Где искать помощиФинансовые сложности на фоне снижения пассажиропотока из-за пандемии в разной степени ощущают на себе все авиакомпании. Главным драйвером для поддержания авиакомпаний становится государство. Так, например, американские перевозчики получили $25 млрд из стимулирующей программы властей США. Но эти средства закончатся уже в сентябре, поэтому перевозчики вынуждены сокращать персонал. Так, например, Delta Airlines заявила, что планирует сократить почти 2000 пилотов в октябре. Сейчас в авиакомпании около 11 200 пилотов, из которых в летней программе полетов задействованы только около 9,5 тыс. пилотов. Сейчас авиакомпании США массово берут кредиты под свои программы стимулирования пассажиров, которые у них выделены в отдельные дочерние предприятия. Delta Airlines планирует привлечь $6,5 млрд, United Airlines - $6,8 млрд, а Spirit Airlines - $850 млн.
К слову, британская авиакомпания Virgin Atlantic (одним из ее соинвесторов является Delta) планирует привлечь кредит в 1,2 млрд фунтов для финансирования деятельности компании, также у перевозчика есть отсрочка по кредитам в ?450 млн.
Германский перевозчик Lufthansa (в группу входят SWISS, Lufthansa, Austrian Airlines и Brussels Airlines) стал одной из самых пострадавших от пандемии компаний. Компания балансировала на грани банкротства, но в итоге в конце июня акционеры одобрили предоставление пакета государственной помощи в размере ?9 млрд. Государство выкупит 20% акций компании. Большая часть средств (?6 млрд) пойдет на рекапитализацию компании, еще на ?3 млрд компании будут предоставлены государственные гарантии по кредиту. Чтобы авиаконцерн не получил значительного конкурентного преимущества, его лишат приоритетных прав на взлет и посадку самолетов в крупнейших аэропортах ФРГ - во Франкфурте-на-Майне и в Мюнхене. Помимо этого, Lufthansa запрещается оказывать помощь своим подразделениям, которые испытывали трудности до 31 декабря 2019 года. Тем не менее, сейчас перевозчик готовится к дальнейшему сокращению своей деятельности. Как сообщил источник?Bloomberg, бронирования на октябрь у авиакомпании составляют лишь 10% от прошлогодних показателей.
Альянс Air France - KLM также получила значительную поддержку от государства. Air France получила от государства поддержку в размере ?7 млрд, более того, как заявляла министр промышленности Франции Аньес-Панье Рюнаше, власти продолжат оказывать всю необходимую поддержку. Уточнялось, что компания получит заем в ?3 млрд непосредственно из бюджета и компания получит ?4 млрд госгарантий. В обмен на это авиаперевозчик взял на себя обязательство по сокращению к 2024 году выбросов CO2 на внутренних рейсах на 50%. При этом голландские власти, которые владеют 14% в альянсе предоставили ?3,4 млрд (2,4 млрд госгарантий по кредитам и еще займ в ?1 млрд) помощи компании.
Вritish Airways получила займ в ?300 млн?благодаря программе помощи правительства отраслям, пострадавшим от коронавируса. Также испанские Iberia и Vueling получили от государства займ в ?1 млрд. Португальская TAP в июне получила займ в ?1,2 млрд.
При этом авиакомпании и самостоятельно ведут гонку за пассажира, предлагая все более удобные в условиях пандемии тарифы и условия перелета. Например, та же Lufthansa, разрешила пассажирам перебронировать авиабилеты без каких-либо сборов до конца текущего года. Похожую опцию для пассажиров предлагает и Emirates. Более того, Emirates ввела для пассажиров бесплатную страховку от COVID-2019, которая покроет расходы пассажира, если он заболел во время путешествия.
Перспективы российского рынкаЧто касается авиарынка РФ, то компаниям также приходится в той или иной степени прибегать к госпомощи. Так, например, S7 и "Аэрофлот" вошли в перечень системообразующих предприятий, которые могут в том числе брать льготные кредиты на пополнение оборотных средств. В рамках программы S7 привлекла кредит у ВТБ на 3 млрд рублей, "Аэрофлот" подписал кредитные соглашения на общую сумму 6,7 млрд рублей. Более того, РФ предоставила авиакомпаниям субсидии на 23,4 млрд рублей. Кроме того, авиакомпания "Аэрофлот" планирует провести допэмиссию на 1,7 млрд рублей.
По данным IATA, Россия по итогам июля показала наиболее быстрое восстановление рынка внутренних перелетов среди всех европейских стран. Эксперты, опрошенные ТАСС, тем не менее, объясняют это изначально динамичным внутренним рынком перевозок за счет масштабности страны, но при этом не надеются на быстрое возвращение к докризисным показателям.
Так, например, заместитель председателя правления Сбербанка Анатолий Попов рассчитывает, что международные перевозки в РФ вернутся на уровень 2019 года только в 2024 году. "Российский рынок авиаперевозок состоит из двух сегментов: внутрироссийские и международные авиаперевозки. Разумеется, в связи с пандемией COVID-2019 структура рынка поменялась. В этому году общий спад есть, но доля внутрироссийских перевозок выросла за 6 месяцев до 63%, в сравнении с 51% за аналогичный период прошлого года. Поэтому мы считаем, что рынок внутрироссийских перевозок достигнет уровня 2019 года уже в 2021 году. Тогда как рынок международных воздушных перевозок вернется к уровню 2019 года только в 2024 году. Основными причинами быстрого восстановления внутрироссийского рынка авиаперевозок станут: невозможность осуществления международных авиаперелетов по большинству ключевых направлений, снятие ограничений на перемещения внутри России из-за пандемии, сравнительно небольшой объем рынка внутрироссийских авиаперевозок, а также беспрецедентные меры государственной поддержи авиакомпаний", - сообщил он ТАСС.
Председатель редакционного совета портала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий пока не видит признаков восстановления рынка. "Внутренние перевозки сократились меньше, чем международные, и объемы на внутренних линиях понемногу увеличиваются. В этом плане Россия как страна с относительно большим рынком внутренних перевозок (в силу географии прежде всего) находится в более выгодном положении по сравнению с небольшими странами, где перевозки вообще встали. Но у нас внутренний рынок никогда не был самодостаточным, то есть так называемая работа на уровне платежеспособного спроса не покрывала убытков авиакомпаний. Компенсация шла за счет международных перевозок. Сейчас платежеспособный спрос низкий, курсовая разница, напротив, высокая (а многие фиксированные издержки авиакомпаний номинированы в валюте), то есть перевозки на ВВЛ остаются убыточными, несмотря на высокую загрузку самолетов. Дополнительный негативный фактор - неизбежный рост аэропортовых сборов, поскольку аэропорты лишились иностранных плательщиков, для которых, к слову, и ставки были заметно выше. И плюс ко всему огромные долги, которые отрасль уже накопила. Поэтому я бы поостерегся говорить о восстановлении рынка", - сказал он.
По мнению исполнительного директора отраслевого агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, оживление российского рынка в июле-августе связано с реализацией отложенного спроса в туристическом сегменте. "Что касается внутрироссийского рынка, то оптимистичных результатов и сохранения темпов восстановления объемов перевозок ожидать не приходится. В четвертом квартале туристический сезон сходит на нет, параметры рынка определяет сегмент деловых перевозок, который сейчас испытывает серьезный спад из-за ухудшившейся макроэкономической конъюнктуры", - считает он. При этом Пантелеев отметил, что с точки зрения финансовых результатов авиакомпании далеки от работы в прибыль. "Аэропортам немного проще: они восстановили объемные показатели, сохранив уровень ставок сборов. Авиакомпании смогли увеличить перевозки лишь за счет демпинга", - резюмирует Пантелеев.