День заместителя руководителя следственного отдела по Центральному району СУ СКР по Волгоградской области Владимира Сурова начинается рано. Такого понятия, как «рабочий день с 9 до 18», у майора юстиции нет. Так было всегда: и когда следователь Суров только начинал свою работу в сельской глубинке, и сейчас, когда он является одним из руководителей крупного следственного отдела огромного города. Его путь по карьерной лестнице был непрост, но интересен: начинался он в 2008 году с должности следователя в Палласовском межрайонном следственном отделе, в 2009 году продолжился уже в Николаевском МрСО и лишь в 2017 году он перебрался в Волгоград. Годы, проведенные в сельской местности, стали, пожалуй, самым главным университетом жизни Владимира Сурова. Именно там началось его становление как профессионального следователя, там он формировался как руководитель, там ковались основные принципы его работы.
…Далекий 2009 год. На берегу озера Эльтон в Палласовском районе местные жители находят замерзшее тело мужчины. Эксперты утверждают: это был не несчастный случай – мужчину в воду бросили уже мертвым. Убийство? Никаких зацепок. И только мобильный телефон в кармане одежды. Старенький мобильник каким-то чудом сохранился в воде: криминалисты «вытащили» из него всего один контакт – некоего Валерия. Суров позвонил по этому номеру – ответил местный фермер. Тот рассказал: погибший – один из двух его рабочих, которых он вместе со своим партнером по бизнесу нанял на сезон. Но в один день они оба исчезли: первый, Геннадий, был бомжом – его искать, по словам фермера, смысла не было. Второго же он искал две недели, даже обращался за помощью в полицию (и этот факт подтвердился). Только вот нашли рабочего уже мертвым. Разговаривая с фермером, так искренне горюющим о пропавшем работнике, Суров чувствовал: тут что-то не так. И, следуя интуиции, попросил номер телефона партнера. Однако мужчина ответил, что его в настоящее время в районе нет. Владимир решил проводить собеседника до выхода на улицу и заметил, что в машине того поджидает человек – это и был партнер фермера. Но почему фермер соврал, что его нет в городе? На эти вопросы следователю и предстояло дать ответ. В результате допроса партнеры признались – работника своего не убивали, нашли его уже мертвым и решили сбросить тело в реку, испугавшись, что на них повесят «глухарь». А расправился с мужчиной тот самый бомж – его напарник. Виновный получил 8 лет колонии, однако и фермеры понесли наказание за сокрытие убийства человека.
Никогда не забудет Владимир Суров уголовное дело 2014 года. Тогда он занимал должность заместителя руководителя Николаевского МрСО и однажды выехал на, казалось бы, банальное происшествие – поступило заявление о безвестном исчезновении рабочего, недавно вернувшегося с вахтового заработка. При себе у мужчины было порядка 140 тысяч рублей, поэтому следователи с ходу решили, что парень просто решил погулять. Только одно смущало Сурова: пропавший безумно любил свою пожилую мать, часто ей звонил, а тут – четыре дня полного молчания. Было принято решение возбудить уголовное дело по ст. «Убийство». Допрашиваемые свидетели в один голос утверждали, что парень цел и невредим, уехал к своей девушке в город. Поскольку камер видеонаблюдения в то время в Николаевске не было, отследить перемещение молодого человека (а ездил он на машине) было невозможно. И Суров с коллегами решили обойти все магазины, ведь куда-то же должен был заглянуть потерпевший. И вот она, первая удача: одна из продавщиц вспомнила пропавшего по фото и даже уверенно заявила, что был он в компании еще одного местного жителя, его друга юности. Следователи бросились по указанному адресу, но тут их настигло разочарование – товарищ потерпевшего уехал на заработки на Север. Поговорить с ним удалось только по телефону, но и он заверил, что с его приятелем ничего не случилось. Быть может, менее внимательный следователь принялся бы искать другие зацепки, но только не Суров. Его как раз и насторожила внезапность отъезда единственного свидетеля, и Суров решил поговорить с его сожительницей.
«Мы разговаривали с женщиной на протяжении трех дней. Я чувствовал, что она что-то знает, но пытается скрыть. И она начала говорить. Призналась, что пропал коврик у входной двери в их дом, на территории которого впоследствии было обнаружено зарытое тело пропавшего мужчины. Коврик лежал там всегда, а в тот период пропал, что насторожило хозяйку. Потом она рассказала, что в это же время во дворе появились многочисленные следы от протекторов. Оказалось, ее сожитель убил друга из зависти и закопал завернутое в коврик тело. Он был приговорен к 14 годам колонии строгого режима», - вспоминает Владимир Суров.
Владимир Суров уверен: следователь в сельской местности – это и участковый, и психолог, и оперативник, и криминалист, и стратег. За одиннадцать с половиной лет практики ни один день работы Владимира Сурова не был похож на предыдущий. За это время менялись поселки, районы, города, кабинеты. Неизменным оставалось только одно – искренняя увлеченность своим делом. Сегодня майор Суров и сам для многих своих молодых подчиненных стал наставником. И учит он прежде всего ответственности и тому, чтобы всегда и во всем оставаться человеком.
Видеосюжет по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=w5FKwy31Mw4&feature=youtu.be