Загадочные подводные строения, стриптиз в русской глубинке и цветы во всех стилях и жанрах. Прерванная пандемией вскоре после зимнего старта ?Фотобиеннале-2020? в Мультимедиа Арт Музее Москвы (МАММ) вновь заработала. Причем почти вся экспозиция обновилась. Из прежних выставок остался лишь проект Игоря Мухина ?Наши 90-е. Время перемен?, но и он теперь воспринимается иначе ? как предвестник тех социальных потрясений, которые мы только что пережили.
Миллион не только розГлавная выставка нового цикла ? это, конечно, ?Цветы врачам?. По инициативе директора-основателя МАММ Ольги Свибловой ведущие российские художники создали работы с изображением цветов, в качестве посвящения сражающимся с коронавирусом медикам. Результат акции представлен на первом этаже музея. Картины, рисунки, принты и даже экраны с видеоартом занимают две стены, а на третьей ? документальные фотографии из ковидных госпиталей.
Нельзя сказать, что среди получившихся произведений искусства много художественных откровений ? зачастую это обаятельные безделушки, но в узнаваемом стиле авторов, среди которых первые имена отечественной арт-сцены. Так, на акварели Павла Пепперштейна, помимо условно наивных василька, тюльпана и прочих представителей флоры, фигурирует портрет Зигмунда Фрейда, и в этом читается столь типичный для Пепперштейна хулиганский подтекст, снижающий общий пафос. Сразу видна и рука Ильи Кабакова: его пастельный рисуночек будто извлечен из классических альбомов 1970-х, правда, идейная составляющая не столь рельефна, как прежде.
Из других звездных участников проекта назовем Виктора Пивоварова, AES+F, Александра Виноградова и Владимира Дубосарского (они прислали гуашь 2001 года), Дмитрия Гутова с парафразом на оттепельную вещь Юрия Пименова, скульптора Игоря Шелковского, обратившегося к живописи... В общем,?получилась действительно впечатляющая коллекция, хотя и слишком пестрая. Ну а вместо кураторской концепции ? благородная цель и общее настроение: на удивление светлое, по-детски беззаботное.
Русский, француз, американецИное дело ? большинство других выставок фотобиеннале. Они не убаюкивают цветочками, а тормошат, порой даже раздражают зрителя, выводят его из душевного равновесия. Такова, например,?посмертная ретроспектива фотографа Сергея Чиликова, где русская провинция показана нарочито нелепо, будто случайно ? как странное место, населенное странными же, но такими родными людьми. Угар деревенских посиделок здесь отзывается экзистенциальной тоской, а вульгарный любительский стриптиз местных femme fatale ? размышлением о тяжелой женской доле.
Прелесть, однако, в том, что Чиликов не скатывается в чернуху, но и не идеализирует своих героев, не пытается сделать экспортную ?клюкву?. Вроде бы перед нами обычная жизнь, пестрая и серая одновременно. Но за всем этим чувствуется что-то большее... Русь, куда ж несешься ты? Не дает ответа.
Недоговоренность есть и в проектах зарубежных авторов. Митч Эпштейн в серии American Power показывает величественные человеческие сооружения в природном окружении ? например, огромный завод или заброшенную нефтяную станцию в океане. Но это выглядит не гимном индустриализации, а обличением пустых амбиций homo sapiens.?Да и дайверская серия Николя Флока ?Подводные пейзажи?, представляющая в черно-белом изображении загадочные сооружения на морском дне, дает широкое (или глубокое?) пространство для трактовок.
Навели беспорядокСамая масштабная экспозиция по количеству представленных работ ? ?Некоторый беспорядок. Произведения из коллекции Антуана де Гальбера?. Знаменитое французское собрание заняло два этажа музея, и в отличие от более локальных проектов единой концепции здесь не просматривается.?Впрочем, произведения группируются по определенным сюжетам, и, таким образом, можно рассматривать всё это как несколько мини-выставок. Например, одна из секций посвящена кладбищам и всяким полуразрушенным депрессивным пространствам. В другой можно увидеть различные телесные эксперименты, запечатленные такими мэтрами, как Энни Лейбовиц или Брассай.
И чем дольше гуляешь по этим этажам, тем больше кажется, что ?беспорядок? ? не столько ироничная характеристика случайности подборки, сколько указание на душевное смятение, вызываемое вроде бы не связанными друг с другом изображениями.
Говорят, что искусство всегда созвучно своему времени, даже если авторы не ставили такой задачи. Вот и выставки ?Фотобиеннале-2020? точно отражают тревоги и беспокойства последних месяцев, хотя за исключением ?Цветов врачам? замышлялись они, конечно, куда раньше.?Немудрено: художник (да и куратор) ? сродни медиуму. Но многое зависит и от зрителя. Так, даже старый цикл Игоря Мухина ?Наши 90-е. Время перемен?, выставленный еще в начале года, сегодня смотрится иначе ? не как ироничный рассказ о лихом прошлом, а как предупреждение о грядущих потрясениях, сопоставимых с тем, что пережили поколения перестройки.
И тем более?мудрым выглядит решение завершить путешествие ретроспективой Алексея Титаренко ?Город теней?. Созданные и обработанные исключительно аналоговыми способами снимки Ленинграда, Нью-Йорка и других мегаполисов, где по выцветшим ? то ли цветным, то ли черно-белым ? улицам плывут бесплотные фигуры прохожих. Они вроде и вызывают в памяти пугающие образы недавнего карантина, но в то же время вселяют какое-то философское спокойствие.?В мире, где всё зыбко, в том числе грань между жизнью и смертью, красота становится одной из немногих незыблемых констант. А красоты и у Титаренко, и на фотобиеннале в целом ? в избытке.