Распространение коронавируса больно ударило по большинству отраслей экономики во всем мире, серьезно пострадали как крупный бизнес, так и малые и средние предприятия. Но для некоторых трудности становятся новым толчком к развитию. Основатель и генеральный директор конструкторского бюро полного цикла Man & Technologies Lab Михаил Крапивной рассказал порталу "Будущее России. Национальные проекты" о проектировании специальных масок для аппаратов ИВЛ, бесконтактных ручек, роботов-доставщиков и других новых направлениях работы, спровоцированных эпидемией коронавируса.?Оператором портала является информационное агентство ТАСС.
Студенческое КБМихаил Крапивной и его будущий партнер по бизнесу Николай Апросимов, будучи студентами НИТУ "МИСиС", загорелись идеей заниматься инжинирингом, проектированием и 3D-моделированием и организовали студенческое конструкторское бюро несколько лет назад. На первоначальный взнос сооснователи откладывали несколько месяцев из своей повышенной стипендии в 10 тыс. рублей. На эти деньги они приобрели два ноутбука и один 3D-принтер для прототипирования.?
"Мы набрали еще несколько сотрудников из студентов нашего вуза и начали проектировать в свое удовольствие", ? сообщает Крапивной
В 2017 году предприниматели поняли, что КБ может приносить деньги. Они оформили свой проект юридически, сняли небольшой офис и получили первый коммерческий заказ ? разработать музыкальный стенд.?"Его мы с гордостью провалили, но вернули все деньги и остались в хороших отношениях с заказчиком", ? вспоминает Крапивной.
После этого КБ реализовало несколько успешных проектов, в том числе разработало стенд для швейцарской часовой компании TAG Heuer в ГУМе, посвященный российскому футболу.
Летом 2017 года у проекта появился инвестор и бизнес-ангел, выпускник МФТИ, предприниматель Алексей Блохин, который вложил в компанию 1 млн рублей. А осенью того же года бюро взялось за заказ для одной из организаций, входящих в госкорпорацию "Ростех", по проектированию и созданию транспортного средства с повышенной проходимостью ? снегоболотохода.?"Этот заказ был очень сложным, и его надо было реализовать всего за полтора месяца, но нам было нечего терять, и поэтому мы решили взяться. В итоге мы его успешно выполнили и 29 декабря гордо въехали на этом транспортном средстве на территорию предприятия", ? рассказывает основатель Man & Technologies Lab.
Заказ принес КБ первый коммерческий успех, его основатели смогли повысить зарплату сотрудникам, сделать свой сайт и запустить рекламу. В результате число заказов увеличилось, а в 2018 году компания получила статус центра коллективного пользования в "Сколково".
Одним из первых проектов с резидентами технопарка стала разработка дизайна специальной перчатки и трекеров для компании TAU Tracker, создающей новую методику позиционирования тела человека в пространстве для виртуальной реальности. С помощью этих устройств в VR отображается каждое движение человека, что увеличивает степень погружения.
В партнерстве с другой компанией из "Сколково" ? Deus ? бюро разработало прототип шлема виртуальной реальности, который уже, по словам Крапивного, получил множество положительных отзывов от лидеров индустрии на выставке потребительской электроники CES 2019.
Новые реалии ? 2020По итогам 2019 года оборот КБ достиг 62 млн рублей против 10 млн в 2018-м. Компании, численность сотрудников которой увеличилась до 15 человек, также удалось выйти на прибыльность.
"Мы перестали жить на оборотные средства, сформировали арендный и зарплатный фонд на 2020 год, готовились запустить офис в Голландии, но коронавирус сломал все наши планы", ? рассказывает Крапивной. Тем не менее из-за пандемии работа компании не остановилась, заказы продолжали поступать, и многие из них как раз оказались направленными на борьбу с вирусом.?"Мы начали с того, что спроектировали многоразовый респиратор из медицинского пластика с угольным фильтром, который необходимо менять через один-два дня, ? говорит предприниматель. ? Такая идея возникла потому, что мы не смогли купить для своих родственников трехслойные медицинские маски и решили сделать их сами".
Всего на разработку такого респиратора у компании ушло пять дней и 2 тыс. рублей инвестиций. В свободной продаже этих респираторов пока нет, но на них сделали предзаказ несколько российских промышленных предприятий. По словам Крапивного, на изделие есть запросы и из других стран ? Белоруссии, Намибии и Конго.
А затем в КБ через партнеров поступил запрос изучить потребности главного коронавирусного центра столицы ? ГКБ № 40 в Коммунарке, взять образцы расходных материалов, которых может быть недостаточно, и организовать их производство.?"Мы приехали в Коммунарку и выявили две проблемы: с масками для аппаратов ИВЛ и устройствами, которые могли бы облегчить процесс подключения пациентов к ИВЛ. Дело в том, что он достаточно болезнен для больных и неудобен для врачей", ? делится основатель КБ.
В результате компания за месяц разработала два продукта: специальную маску для ИВЛ и "подложку" под голову для пациентов, которых подключают к аппаратам искусственной вентиляции легких. "Все это мы испытали в реальных условиях в больнице в Коммунарке, получили положительные отзывы, и сейчас продукты проходят необходимую сертификацию для того, чтобы мы могли их поставлять", ? добавляет Крапивной.
На данный момент такие маски для ИВЛ, по его словам, производят только во Франции и Новой Зеландии. Рыночная стоимость изделия, диктуемая этими игроками, варьируется от 7 тыс. до 17 тыс. рублей за штуку. Свою маску российская компания стремилась сделать более удобной, легкой и дешевой, однако окончательная цена будет известна только после запуска полноценного производства.
Среди других устройств, спроектированных бюро для борьбы с коронавирусом, Крапивной назвал приспособление для бесконтактного открывания дверей. Дизайн таких ручек был придуман по заказу компании "УралЭнергоРесурс", и ими уже оснащаются челябинские медучреждения.
Помимо сферы медицинских изделий Крапивной также выделил такое бурно развивающееся направление, как доставка еды и медикаментов. Сейчас КБ в партнерстве с другими стартапами ведет разработку роботов-доставщиков ? наземного устройства и дрона.?"Пандемия дала нам шанс выявить проблемные места в существующих процессах, встроиться в них и начать свой путь к лидерству", ? считает предприниматель.
От КБ к полноценному производствуСейчас бюро хочет в сжатые сроки собственными силами организовать в России производство спроектированных им масок для ИВЛ и стать конкурентным игроком на мировом рынке.?"Мы ведем диалог с технополисом "Москва" на предмет того, чтобы локализовать там производство. Это помогло бы нам получить различные преференции, такие как налоговые и таможенные льготы", ? рассказывает Крапивной.
По его оценке, на запуск проекта потребуется 30?40 млн рублей инвестиций. Компания уже подала заявку на кредит в Сбербанке, обсуждает этот вопрос со своим инвестором. Если же в итоге будут использоваться только собственные средства, то бюро планирует обратиться за получением субсидии от правительства Москвы на компенсацию закупки производственного оборудования.
В долгосрочной перспективе компания хочет заняться производством и самих аппаратов ИВЛ, и другого медицинского оборудования, при этом продолжая развиваться как КБ.?"Мы уже подали заявку в Фонд развития промышленности на финансирование производства ИВЛ, но здесь мы не хотим торопиться, у нас нет цели делать это в рамках суеты с коронавирусом, в итоге мы хотим создания в России сильного частного производителя медоборудования", ? подчеркивает предприниматель.
Компания также не отказывается от планов выхода за рубеж. Вообще, по мнению Крапивного, государство должно оказывать информационную поддержку своим компаниям, активнее продвигать их за рубежом, чтобы расширять российский экспортный потенциал.?"Нам обязательно нужно выходить в Европу, США, Китай, быстроразвивающиеся страны Африки. Мы хотим сделать так, чтобы весь мир обращался за проектированием именно к российским компаниям", ? заявляет Крапивной.
Первые шаги к этому уже сделаны, в частности предприниматель взаимодействует с Московским экспортным центром и намерен пройти обучение по программе "Экспортеры 4.0".
Ксения Петрова