Следственный комитет Ленинградской области сегодня, 25 июля, празднует День сотрудника органов следствия РФ. О том, как благодаря следователям раскрываются дела «прошлых лет», и в каком направлении сейчас работает Следственный комитет, читайте в материале НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.
Следователи Ленинградской области отмечают двойной праздник: день сотрудника и одиннадцатую годовщину с момента основания Следственного комитета. На здании регионального ведомства появилась мемориальная табличка – подарок председателя Следкома России Александра Бастрыкина. Корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ пообщался с руководителем регионального отделения СК Сергеем Сазиным и выяснил, на каких делах следователи сейчас заостряют внимание, и почему расследование преступлений времен Великой Отечественной войны продолжается по сей день.
Преемственность с петровских времен
Мемориальная табличка, появившаяся на здании СК Ленинградской области, рассказывает о жизни одного из первых сотрудников следственной канцелярии при Петре Первом — Вильгельме де Геннине.
«Следственный комитет создавался из недр прокуратуры — органа прокурорско-следственной работы. Получается, он стал самостоятельным органом, как и прокуратура. Преемственность идет не только от прокуратуры. Посмотрим хотя бы на петровские времена и понаблюдаем, сколько лет прошло с момента создания следственных канцелярий, которые еще назывались майорскими, и увидим, какие выдающиеся люди их возглавляли. Создавались они, в первую очередь, для расследования коррупционных дел — в отношении расхитителей казны. Тогда Петр предполагал, что, помимо прокурорского надзора, нужен еще и следственный орган, который будет расследовать наиболее серьезные и тяжкие преступления», — рассказал руководитель Следственного управления СК России по Ленинградской области, генерал-лейтенант юстиции Сергей Сазин.
Сергей Тихонович отмечает, что на сегодняшний день Следственный комитет уходит от дел небольшой тяжести и начинает заострять внимание на более серьезных вопросах.
«Отчитываясь о проделанной нами работе, можно сказать, что уже порядка 60 % дел оказываются тяжкими и особо тяжкими. Мы уходим от дел небольшой тяжести, начинаем заострять внимание на более серьезных. Основные дела в этом году касались зарплат, налогов, долевого строительства, а также органов профилактики несовершеннолетних и экологических преступлений – последние прежде были незаметны, а сейчас на это обращается особое внимание государства», — говорит Сергей Сазин.
Подводя итоги, руководитель Ленинградского Следкома отметил, что за последние полгода его подчиненными было расследовано порядка 600 уголовных дел.
«Ничто не забыто»
Говоря о раскрытии особо тяжких преступлений, Сергей Тихонович особо выделил нераскрытые эпизоды со времен Великой Отечественной войны. Подчеркнув, что никто о них не забыл, и виновных обязательно установят. Вопреки устоявшейся на Западе тенденции — переписать историю.
«Давайте правде смотреть в глаза, мы воевали не только с фашистской Германией, мы воевали со всей Европой. Кого тут только в Ленинградской области не было, перечислять национальности захватчиков, смысла нет. Мы не можем закрывать на эти преступления глаза, даже спустя столько лет. Вопрос времени: мы найдем виновных и предъявим обвинения. Если за рубежом считают, что мы все забыли, нет, Нюрнбергский процесс будет продолжаться. И это будет в довесок к тому, что происходит сейчас там. Все это мы расследуем», — рассказал глава Следственного управления СК России по Ленинградской области.
Так, на особом контроле у следователей находится дело о гибели 15 подростков в деревне Шапки Тосненского района. Уголовное дело по факту обнаружения массового захоронения было возбуждено в сентябре 2020 года. По предварительным данным, расстрелянными оказались учащиеся одного из фабрично-заводских училищ (ФЗУ) Ленинграда. Подростки были схвачены и расстреляны фашистами в 1941 году.
«Наше вмешательство предотвратило разорение массового захоронения и в Тельмана, где, несмотря на обнаружение костей, были не прекращены земляные работы. Нами было возбуждено уголовное дело об уничтожении или повреждении воинских захоронений. На данный момент по этому делу мы плотно сотрудничаем с одним из поисково-спасательных отрядов», — рассказывает Сергей Тихонович.
Благодаря этой находке сейчас уже восстановлено доброе имя красноармейца, семья которого долгое время считала его предателем.
«Мы нашли сестру этого героя, под Псковом. Оказалось, что у них на руках есть документы о том, что ее брат является дезертиром. А на самом деле его нашли в окопе, с оружием в руках. И теперь его семья стала не родственниками дезертира, а родными героя», — добавил Сергей Сазин.
Людей обманули дважды
Одной из приоритетных задач на сегодня Сазин назвал помощь обманутым дольщикам. На особом контроле в СК находится уголовное дело о крупной растрате бюджетных денег Фондом защиты прав дольщиков региона. Растраченные деньги были частью субсидии в 1,9 млрд рублей, выделенной на достройку проблемных жилых комплексов.
«Для нас важны и другие направления, однако мы знаем, что в Ленинградской области есть огромное количество лиц, которые не могут получить свое жилье, хотя вложили денежные средства. Мошенники обманули людей – ни квартиру не предоставили, ни денег не вернули. У людей была надежда на созданный Фонд долевого строительства обманутых дольщиков. Но и тут деньги разворовали. Правонарушения наблюдаются и со стороны тех лиц, которые должны были пресекать такого рода деяния – прежде всего Госстройнадзор. Один из заместителей этого ведомства привлечен к уголовной ответственности за коррупционные преступления, как и руководитель одного из профильных отделов. Эти дела направлены в суд», — рассказал руководитель Сазин.
Глава СК Ленобласти отметил, что обращения граждан поступают до сих пор, и ни одно из них не осталось без внимания.
«Мы обратили особое внимание на фонд долевого строительства. Люди постоянно возмущались. Мне самому в прошлом году пришлось выезжать – там, где люди просто голодали, требовали прекращения этих безобразий. Кстати, ко мне пришел главный инженер из фонда обманутых дольщиков, который начал объяснять, что не так все быстро, нужны расчеты. Девять месяцев было потрачено на то, чтобы старые документы найти. В итоге, из 100 миллионов, которые были перечислены за производство этой работы, 65 миллионов попросту было присвоено. Более того, сейчас суммы становятся в разы больше. Следствие будет продолжаться, будем проверять ответственность других лиц. Но уже сейчас мы видим, что этот фонд, мягко говоря, не оправдал доверие людей», — подытожил Сергей Тихонович.
Конечно, на достигнутом подчиненные генерал-лейтенанта юстиции останавливаться не собираются. По его словам, на данный момент ведется расследование еще ряда коррупционных дел. Параллельно этому расследуются дела, десятилетиями пролежавшие на полках. Только в этом году раскрыто уже 14 убийств.
Как сообщали НЕВСКИЕ НОВОСТИ, в феврале глава Следственного управления СК РФ по Ленинградской области Сергей Сазин провел встречу с беженцами из ЛДНР и помог сироте оформить документы для поступления в кадетский корпус.