Оспариваемым законом (вступил в силу с 01.10.2018), устанавливаются особенности проведения изыскательско-поисковых работ и осуществления хозяйственной деятельности в границах территорий Ленинградской области, на которых в период 1939-1944 годов велись боевые действия, независимо от формы собственности на земельные участки.
Согласно закону в границах территорий Ленинградской области, на которых в указанный период велись боевые действия, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Ленинградской области, запрещается осуществление хозяйственной деятельности до момента завершения изыскательско-поисковых работ (за некоторым исключением), а именно до утверждения уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области «акта о результатах проведения изыскательско-поисковых работ». При этом бремя затрат (финансирования) таких работ возлагается на лиц, планирующих осуществлять на земельном участке «хозяйственную деятельность». Действие данного закона распространено как на субъектов предпринимательской деятельности, в том числе малого и среднего бизнеса, крестьянско-фермерские хозяйства, осуществляющие деятельность на землях сельскохозяйственного назначения, так и на физических лиц, обладающих земельными участками за пределами границ населенных пунктов и лиц, у которых право на земельные участки в садоводствах, дачных хозяйствах и пр. возникли после 01.10.2018.
Однако, по мнению прокуратуры, данный нормативный акт противоречит Конституции РФ, Земельному кодексу РФ, Гражданскому кодексу РФ, Закону РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», ряду других федеральных нормативных актов, а также содержит коррупциогенные факторы.
Приведенные федеральные акты не предусматривают полномочий органов государственной власти субъектов РФ по нормативному регулированию, вследствие которого могли бы быть ограничены предусмотренные федеральными законами права граждан, хозяйствующих субъектов по свободному владению, пользованию и распоряжению землей. Федеральный законодатель в рассматриваемой сфере нормативного регулирования также не предоставляет органам власти субъектов РФ полномочие по введению обязанности выполнять участниками земельных отношений какие-либо хозяйственные работы, в том числе за свой счет для возникновения права у них свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей (земельными участками). Более того, в силу Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В настоящее время соответствующее административное исковое заявление прокурора области о признании недействующими противоречащих федеральному законодательству положений данного областного закона рассматривается в Ленинградском областном суде.