На заседании Законодательного собрания Ленинградской области 24 апреля 2018 года по инициативе прокуратуры принят в первом чтении проект областного закона «О внесении изменений в областной закон «Об обеспечении реализации полномочий органов государственной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления в сфере регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Ленинградской области»»(далее - Законопроект).
Целью Законопроекта является приведение областного закона от 10.11.2011 № 88-оз «Об обеспечении реализации полномочий органов государственной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления в сфере регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Ленинградской области» (далее - Областной закон № 88-оз) в соответствие с требованиями федерального законодательства.
Так, Федеральными законами от 03.07.2016 № 261-ФЗ, от 29.07.2017 № 278-ФЗ и от 28.12.2017 № 433-ФЗусовершенствовано регулирование правоотношений в сфере регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (изменен Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», далее – Федеральный закон № 171-ФЗ). Законодательные изменения помимо прочего, коснулись полномочий органов государственной власти субъектов РФ.
В частности, перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ дополнен полномочием по утверждению перечня населенных пунктов, в которых отсутствует доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе точка доступа, определенная в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи», а также по информированию органов местного самоуправления о расположенных на территории соответствующего муниципального образования организациях и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции и информированию организаций о муниципальном правовом акте об определении границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания; установлению порядка такого информирования.
Кроме того, в настоящее время органы власти субъектов РФ обязаны осуществлять «региональный государственный контроль (надзор)», который включает в себя:
1) лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
2) государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных ст. 16 настоящего Федерального закона № 171-ФЗ, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов;
3) государственный контроль за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции.
Ранее государственные органы субъекта РФ осуществляли лишь «лицензионный контроль»
Также в настоящее время органы государственной власти субъектов РФ не вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции для розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Кроме того, Законопроектом предлагается признать недействующими положения Областного закона № 88-оз, которыми в настоящее время установлены полномочия органов местного самоуправления.
Федеральное законодательство не содержит положений,позволяющих органам государственной власти субъекта РФ регламентировать полномочия органов местного самоуправления. При этом федеральный законодатель полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей определил в ст. 7 Федерального закона № 171-ФЗ. Нормы федерального закона на всей территории РФ имеют прямое действие, применяются непосредственно и не нуждаются в дополнительном введении законом субъекта на территории того или иного субъекта РФ. Изложенное расценивается, как вмешательство в федеральные вопросы законодательного регулирования.