Коронавирус?заставил многих из нас покинуть рабочие места и начать трудиться дома. Так произошло и с Максимом Исмаиловым - только он перевез домой не ноутбук и чашку, а кожевенную мастерскую.
В рамках специального проекта РИА Новости и сайта стопкоронавирус.рф?"Полет нормальный. Истории предпринимателей"?Исмаилов рассказал о том, как закрылась и вновь открылась его мастерская, как он собирал себе новое рабочее место, и как в кризис могут помочь лосиные рога.
Игральные кости и кожаные стаканы для них
По-английски профессию Максима называют leather craftsman, приблизительный перевод на современный русский - кожаных дел мастер. В древности их называли мошенниками: от слова "мошна" - кожаный кошелек на завязках.
В ногу со временемМаксим и его коллега Илья занимаются пошивом изделий из кожи, но это не те вещи, которые мы привыкли видеть в обычных магазинах. Их основные клиенты - это любители исторической реконструкции, которые воссоздают давно минувшие эпохи. Чаще всего реконструкторы заказывают у них одежду, обувь и средневековые аксессуары.
Казалось бы, сегмент очень узкий, но труд ремесленников пользовался большим спросом. Так, например, мастера в течение нескольких лет шили кожаные вещи для участников фестиваля "Времена и эпохи". Но в этом году, по понятным причинам, фестиваль перенесли, и умельцы лишились крупного заказа.
К сожалению, этот случай не стал единственным. Из-за пандемии совсем перестали поступать заказы и от реконструкторов из других стран. А после введения режима самоизоляции в?Москве?мастерскую и вовсе пришлось закрыть.
"Это было, конечно, интересно. Довольно сложно было перевезти материалы, инструменты, коврики и другое оборудование. ? Верстак мне пришлось собирать уже на даче. Если это было возможно, какие-то заказы старались выполнять на даче, чтобы всё это не закрылось окончательно", - описывает весь процесс Максим.Максим вместе с женой-дизайнером собрали часть инструментов из мастерской и переехали на подмосковную дачу.
Опыт пандемииРаботу на дому в целом наладить получилось, возникла лишь одна сложность - перебои с поставками кожи. Проблема была даже не в отсутствии доставки, а в том, что перед выбором и покупкой кожу нельзя было потрогать - а ее плотность, оттенок и текстура очень важны, когда ты выполняешь определенный заказ.
Максим занимается не только кожей - порой делает изделия из кости, занимается резьбой. Во время пандемии дополнительные умения очень пригодились, стали поступать заказы на детали к настольным играм, и на его рабочем месте родились кожаное поле для игры, специальные кожаные стаканчики и игральные кости из лосиного рога.Здесь помог большой опыт коллеги Максима и, как ни странно, небольшой объем заказов. У мастеров накопился запас материала, который они и расходовали на карантине.
В целом Максим признается, что пандемия обошлась с ним легче, чем со многими другими предпринимателями. Его бизнес не остановился даже после закрытия мастерской, заказы, хоть и в меньшем объеме, но все же регулярно поступали. На дому они выполнялись дольше и сложнее, но главное - работа продолжалась.
С отменой самоизоляции в Москве жизнь постепенно стала возвращаться в привычное русло, но Максим предпочитает соблюдать меры предосторожности. Начал возвращаться спрос из-за рубежа, мастерская открылась, там он бывает два-три раза в неделю, чтобы не проводить слишком много времени в общественном транспорте. Многое всё еще делается из дома.
"Конечно, накопилось много "хвостов" по заказам. Но люди на самом деле все понимающие, дедлайны сдвинулись, и все нормально к этому отнеслись. Сейчас начинаем "хвосты" закрывать. В будущее смотрим позитивно, в средние века мир переживал и чуму, и холеру, так что и мы коронавирус переживем", - улыбается он.