По-прежнему значительную долю работы в сфере противодействия коррупции занимает антикоррупционная экспертиза.
За отчетный период на предмет наличия коррупциогенных факторов изучено свыше 12 тысяч нормативных правовых акта, принесено более 1100 протестов, внесено 14 требований и 10 представлений, направлено 55 информаций.
При отклонении протестов прокурорами направлены административные исковые заявления (по каждому такому случаю), часть из которых прекращены в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора, остальные находятся на рассмотрении.
В целях предупреждения принятия нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, прокурорами изучено 11347 проектов нормативных правовых актов.
По результатам проведения антикоррупционной экспертизы выявлено свыше 1000 актов и более 490 проектов, содержащих коррупциогенные факторы, в том числе противоречащих закону 1180 актов.
Например, прокуратурой области в ходе проверки соблюдения Ленинградским областным комитетом по управлению государственным имуществом (далее – Леноблкомимущество) законодательства в области оборота сельскохозяйственных земель установлено, что отдельные положения Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, в безвозмездное срочное пользование», утвержденного приказом Леноблкомимущества противоречат требованиям Земельного кодекса РФ, содержат коррупциогенные факторы, установленные подпунктами «а», «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, а также отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти определенных действий либо одного из элементов такого порядка является коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
На указанный Административный регламент прокуратурой области принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен.
Кроме того, прокуратурой области в рамках мониторинга правоприменительной практики нормативных правовых актов Ленинградской области проанализирован «Порядок осуществления комитетом государственного финансового контроля Ленинградской области контроля за соблюдением Федерального закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденный Постановлением Правительства Ленинградской области от 24.11.2014 № 542 (далее – Порядок).
В связи с выявленными нарушениями законодательства о контрактной системе, наличием коррупциогенных факторов, 03.02.2016 Губернатору области принесен протест на указанный Порядок, который оставлен без удовлетворения.
После чего, заместитель прокурора области обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением о признании пункта 1.5 Порядка недействующим.
Решением суда указанный пункт признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд согласился с утверждением прокурора о нарушении антикоррупционного законодательства и о наличии коррупциогенных факторов в обжалуемом правовом регулировании (пункт 1.5 Порядка), предусмотренных подпунктами «в» и «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96.
Решением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Правительства области решение Ленинградского областного суда оставлено без изменения.