Защита прав предпринимателей является одним из важнейших условий эффективного функционирования экономики и, соответственно, приоритетом развития государственной политики. Органы прокуратуры напрямую задействованы в реализации правозащитной функции государства.
В текущем периоде этого года органами прокуратуры Ленинградской области выявлено более 500 нарушений прав бизнеса, в связи с чем принято порядка 400 мер прокурорского реагирования, в том числе в следственные органы направлен 1 материал по факту незаконного проведения проверочных мероприятий в отношении хозяйствующего субъекта.
Наиболее чувствителен бизнес к барьерам, которые образует незаконная деятельность органов публичной власти в сфере осуществления государственного и муниципального контроля.Статистика показывает, что именно в данной сфере допущено более 70% выявляемых прокурорами нарушений прав предпринимателей. Об этом же свидетельствуют и обращения самих предпринимателей.
Положительным результатом проводимой работы стало приведение в соответствии с законодательством административных регламентов по осуществлению земельного, жилищного муниципального контроля, содержавших до вмешательства прокурора незаконные положения, ограничивающие и нарушающие права субъектов предпринимательской деятельности. Так, Сланцевской городской прокуратурой выявлялись такие положения в части установления незаконных оснований проведения проверок, проведения мероприятий без взаимодействия с хозяйствующими субъектами.
С целью обеспечения наибольшей прозрачности существующих процедур в сфере осуществления государственного контроля (надзора), с июля 2015 года введена в действие ст. 13.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), предусматривающая ведение Единого реестра проверок (ЕРП). Вместе с тем, не всеми контролирующими органами соблюдаются требования закона. Так, прокуратурой Ленинградской области в связи с нарушениями порядка ведения ЕРП руководителю Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области внесено представления, по итогам рассмотрения которого нарушения устранены, 4 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Наработана административная практика привлечения должностных лиц контролирующих органов к административной ответственности за грубые нарушения законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле. Всего в текущем периоде этого года возбуждено 7 дел о привлечении к административной ответственности по ст. 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, шесть из которых рассмотрено, должностные лица органов контроля привлечены к административной ответственности в виде предупреждения и штрафов, одно находится на рассмотрении в суде.
Так, 28.07.2017 заместителем Гатчинского городского прокурора в отношении главы администрации МО «Веревское сельское поселение» возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ в связи с проведением проверки общества с ограниченной ответственностью в отсутствие законных оснований, без согласования с органом прокуратуры. Дело находится на рассмотрении в суде.
Также в этом году вскрыт факт незаконного воспрепятствования предпринимательской деятельности. Так, Выборгской городской прокуратурой установлено незаконное, с использованием служебного положения, проведение сотрудником полиции проверочных мероприятий в отношении хозяйствующего субъекта. По материалам, направленным прокурором в следственный орган, в отношении данного должностного лица возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 169УК РФ.
Важное значение для защиты прав предпринимателей имеет реализация прокурором новых полномочий, которыми ранее прокуратура не обладала. Речь идет о согласовании проведения контролерам внеплановых проверок бизнеса, формировании ежегодного плана проведения контролирующими органами проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Такие полномочия помогают предотвратить незаконную проверку бизнеса еще на стадии подготовки ее проведения.
Так, из числа поступающих на согласование в органы прокуратуры Ленинградской области заявлений контролирующих органов о согласовании внеплановых проверок хозяйствующих субъектов отклоняется порядка 60 %. Всего в текущем периоде этого года поступило более250 таких заявлений.
При подготовке ежегодного сводного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 г. отклонено более 1000 проверок, что составило 20 % от их общего числа.
Помимо осуществления надзорных функций, прокуратура области нацелена на эффективное взаимодействие с предпринимательским сообществом.
При прокуратуре Ленинградской области с 2008 г. действует Общественный Совет по защите малого и среднего бизнеса, межведомственная рабочая группа по защите прав предпринимателей, заседания которых проводятся ежеквартально. Налажено взаимодействие с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в области.
С апреля этого года, на основании распоряжения Генерального прокурора РФ, каждый первый вторник месяца в прокуратуре области и прокуратурах на местах организован прием предпринимателей в рамках Всероссийского Дня приема предпринимателей. В указанный день можно обратиться в рабочее время с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00 в прокуратуру области по адресу: Санкт-Петербург, ул. Торжковская, д. 4, и получить квалифицированную помощь по разъяснению законодательства, подать жалобу или обращение.
Органами прокуратуры многое сделано для обеспечения стабильного правового поля в предпринимательской сфере, вопрос защиты прав предпринимателей является одним из приоритетных. Вместе с тем, именно активность самих предпринимателей в отстаивании своих интересов, в том числе путем обращения в органы прокуратуры, позволит сделать данный процесс наиболее эффективным.