Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта, образования и науки "Антарес" в Кабардино-Балкарии, созданный по модели сочинского "Сириуса", заработал в офлайн-режиме после смягчения ограничений, введенных из-за пандемии.
Формат онлайн-занятий в центре будет сохранен, а некоторые занятия, например, по экологии и 3D-моделированию, снова можно проводить вживую. Кстати, теперь на них для большей наглядности детям показывают, как создавать макеты коронавируса! Что сегодня хотят изобретать дети и как им в этом поможет вышедший с "удаленки" центр, разбирался портал "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство ТАСС.
Онлайн-турниры по шахматам и 3D-модель COVID-19В ноябре прошлого года президент РФ Владимир Путин посетил "Солнечный город" ? детскую академию творчества, которая работает в Нальчике с сентября 2016 года. На ее базе в 2019 году появилось новое структурное подразделение ? "Антарес", это центр выявления и развития талантливых детей, созданный по модели сочинского "Сириуса".
"Детям необходимо помочь раскрыть данные природой способности, создать современную образовательную среду, которая позволит дать высококачественное и углубленное образование каждому ребенку вне зависимости от того, живет он в городе или в отдаленном горном селе, независимо от материального и социального положения семьи", ? говорит исполняющая обязанности руководителя центра "Антарес" Тамара Джаппуева.
В течение года в центре проводят образовательные смены по трем направлениям: наука, искусство, спорт. В каждой из профильных смен могут обучаться до 40 детей, прошедших конкурсный отбор: как правило, школьники пишут тесты, эссе или выполняют творческие работы, по итогам которых и попадают в "Антарес". Обязательно учитываются успехи детей на олимпиадах и соревнованиях. Сейчас разработано более 50 образовательных программ, которые реализуются как в очном, так и в дистанционном режимах на фоне пандемии, говорит Джаппуева.
"Пандемия внесла коррективы в нашу работу? посовещавшись, мы решили, что теперь наряду с очными сменами в работу "Антареса" прочно войдет проведение занятий в дистанционном формате", ? рассказывает руководитель центра. Джаппуева уточнила, что таким образом получится охватить все районы республики и обучать до 1,5?2 тыс. учеников в год. Центр провел уже четыре дистанционные образовательные программы по основам 3D-анимации, шахматам, литературному творчеству и математике. Математическая смена, открывшая летний образовательный сезон, собрала рекордное число заявок ? более 700, выбраны были 105 детей.
А в июле по итогам шахматной онлайн-смены "Антарес" провел межрегиональный виртуальный турнир с участием шахматистов из регионов СКФО. Как рассказал руководитель шахматной смены Муслим Ахкубеков, работать в дистанционном формате поначалу было непривычно, однако удалось быстро адаптировать программу.
"И у меня, и у моих учеников ? а это ребята из 6?9 классов ? получилось быстро освоиться. Безусловно, иногда не хватает живого общения для лучшего усвоения материала, но, с другой стороны, такой формат обучения позволяет нам популяризировать игру в шахматы среди школьников всей республики, поскольку охват учеников теперь больше", ? делится он.
В августе центр начал работу и в очном формате. Первая после снятия карантинных мер смена по экологии собрала 15 школьников-слушателей.
"Ребята использовали компьютеры, переносные комплекты для проведения экспресс-анализов, куда закладываются около 25 реактивов и специальная посуда. Кроме того, мы создавали 3D-модели современных вирусов, в том числе коронавируса (COVID-19). Также начали создание виртуальной среды по нескольким наиболее узнаваемых и интересных видов растений из Красной книги Кабардино-Балкарии, чтобы через шлем виртуальной реальности человек погрузился в имитацию реальной экосистемы", ? рассказывает методист "Антареса" Хусейн Гузиев.
Он подчеркивает, что в Красную книгу КБР включены не только растения, но и животные, и грибы, а в рамках смены в "Антаресе" начнется и их 3D-моделирование. В дальнейшем на основе этих наработок планируется создать первый в республике образовательный проект, который может использоваться в школах и вузах. Специфика таких образовательных программ, как "Проектная смена. Экология", предполагает практическую деятельность, в том числе работу с высокотехнологичным оборудованием в специальных лабораториях, говорит он.
Десять лабораторий "Антареса"Для практических занятий в "Антаресе" есть все необходимое: специализированные учебные лаборатории, зоны коворкинга, высокоскоростной интернет.
"У нас десять лабораторий с уникальным оборудованием, ? говорит заместитель руководителя "Антареса" Алий Шокаров. ? Например, у нас есть лаборатория общей биологии, которая рассчитана на проведение исследовательских работ в области ДНК-технологий, в частности полимеразной цепной реакции (ПЦР) с возможностью визуализации основных процессов". В этой же лаборатории школьники изучают бактерии и микроскопические грибы. А в медицинской лаборатории занятия строятся на основе практики с использованием современных симуляторов с углубленной визуализацией и детализацией строения человека, комплексов диагностики и реанимации пациента.
Есть в "Антаресе" и лаборатория робототехники, она оснащена различными типами конструкторов: от начального уровня до продвинутого, позволяющего создавать высокотехнологичные проекты, такие как конвейер для автоматической расфасовки и систематизации объектов. Следующая лаборатория ? VR- и AR-технологий ? оснащена персональными компьютерами, шлемами виртуальной реальности и системами дополненной реальности. Здесь же есть оборудование для 3D-сканирования объектов. А в лаборатории хай-тек, помимо пяти современных 3D-принтеров различной мощности, есть лазерный резак для работы по дереву, наборы инструментов для ручной работы.
Большим популярностью среди учащихся пользуется лаборатория аэрокосмических исследований, в которой ребята могут отправиться в виртуальный полет для безопасного обучения навыкам пилотирования. В лаборатории есть конструкторы беспилотных летательных аппаратов начального, среднего и профессионального уровней.
Умные часы для пожилыхДжаппуева рассказывает, что, кроме обучения, центр поддерживает разработки юных талантов. "Мы сопровождаем детей, которые у нас занимались, ? они получают задания, решают их, пересылают обратно. После окончания смены мы продолжаем работать с ними, следим за их достижениями, ведем с теми, кто хочет, проектную работу, а также готовим ребят к различным конкурсам", ? говорит Джаппуева.
"Антарес" принимает участие во всероссийских программах, проводимых образовательным центром "Сириус". Так, например, трое участников смен в "Антаресе" стали призерами заключительного этапа всероссийского конкурса "Большие вызовы".
Один из них ? ученик 11 класса лицея для одаренных детей "Солнечный город" Дмитрий Соловьев ? рассказал порталу, что преподаватели из "Антареса" выступали в качестве наставников: подсказывали, помогали с подготовкой проектов для конкурса, корректировали презентации. Осенью Дмитрий примет участие в образовательной смене уже "Сириуса".
"Я познакомился с "Антаресом" в марте на образовательной программе по 3D-моделированию. У нас были прекрасные преподаватели, занятия проводились в компьютерном классе, который оснащен несколькими десятками средств вычислительной техники. А в конце смены мы изготовили логотипы образовательного центра и распечатали их на 3D-принтере в хай-тек-классе", ? сказал он.
По словам школьника, в "Антаресе" можно не только погрузиться в науку, но и отдохнуть от городской суеты. Центр находится в курортной зоне, где не слышно городского шума: такая обстановка помогает лучше сконцентрироваться. На территории есть тренажеры, баскетбольная площадка и поле для мини-футбола.
Это "позволяет активно проводить свободное время, заниматься спортом, не покидая образовательный центр", ? делится впечатлениями Дмитрий Соловьев.
Дмитрий увлекается программированием, физикой и робототехникой, сейчас в стадии разработки у него два проекта.
"Это умные часы с голосовым управлением, нацеленные в основном на людей пожилого возраста, такие часы смогут автоматически при необходимости вызвать скорую помощь. Я думаю, что это будет очень полезно для тех, у кого нет ухаживающих за ними. И устройство для позиционирования автомобилей при помощи GPS для снижения количества ДТП, а также интеграции с "Умным городом"", ? объясняет молодой человек.
Свои проекты Дмитрий планирует представить в следующем году на Всероссийской олимпиаде школьников по технологии. Он добавляет, что с большим удовольствием принял бы участие в образовательных сменах в "Антаресе" еще раз.