После завершения Великой Отечественной войны перед советским народом встала задача ликвидации последствий фашистской агрессии. Свой значительный вклад в решение этой задачи внесли органы и силы МПВО.
Прежде всего, специальные пиротехнические отряды МПВО продолжали принимать участие в сплошных разминированиях территории СССР, подвергшихся фашистскому нашествию. Были обнаружены и обезврежены миллионы взрывоопасных предметов. За мужество и отвагу, проявленные при разминировании, свыше 700 солдат, сержантов и офицеров подразделений МПВО были награждены орденами и медалями.
Другой важнейшей задачей МПВО в этот период являлась помощь на местах в восстановлении народного хозяйства. Особое значение в этом деле для МПВО имело постановление СНК СССР, принятое еще 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». По данным, поступившим в Главное управление МПВО МВД СССР, силами частей и формирований МПВО был выполнен большой объем восстановительных работ.
Вместе с тем, завершение боевой деятельности МПВО в связи с окончанием войны обусловило целесообразность сокращения численности органов управления и сил МПВО, реорганизации её структуры. Следует отметить, что постепенное сокращение численности органов управления и сил МПВО началось ещё в конце войны, а после её окончания продолжилось. В соответствии с постановлением СНК СССР от 24 октября 1945 года численность личного состава была уменьшена почти на 60 тыс. человек. Были расформированы городские части МПВО, значительно сокращены органы управления.
Однако, несмотря на организационные изменения, резкое сокращение численности органов управления частей и формирований МПВО, вопросы подготовки к защите населения от нападения с воздуха оставались на повестке дня.
Прежде всего, продолжалась подготовка населения, предприятий и учреждений к защите от нападения с воздуха. Обучение граждан проводилось в кружках по 20-часовой программе «Готов к ПВХО». Эта работа осуществлялась ДОСААФ и другими организациями под руководством штабов МПВО. Знания и навыки закреплялись на учениях и тренировках.
Сокращая численность МПВО и категорированных городов, государство принимало меры по сохранению накопленного фонда защитных сооружений. Постановление Государственного комитета обороны от 30 августа 1945 г. «Об использовании специальных сооружений местной противовоздушной обороны» предусматривало организацию контроля за состоянием убежищ и укрытий, командных пунктов и других специальных сооружений.
В целом же внимание к проблемам МПВО в стране в эти годы ослабело.
«С окончанием Великой Отечественной войны, – говорилось, например, в циркулярном письме Главного управления МПВО НКВД СССР, разосланном в наркоматы и ведомства в июне 1946 г., – работа по МПВО на объектах промышленности и транспорта значительно ослабла. Ряд руководителей предприятий вместо того, чтобы принять меры к сохранению и закреплению принципов работы по МПВО, установившихся в период войны, во многих случаях способствовали распространению «ликвидаторских» настроений и практически от работы по МПВО самоустранились».
Между тем жизнь готовила советским людям, личному составу МПВО ещё одну серьезную проверку. В ночь с 5 на 6 октября 1948 года на территории Туркменской ССР разразилась катастрофа – произошло одно из наиболее губительных землетрясений, известных в мировой истории. В течение нескольких секунд столица Туркмении город Ашхабад с населением 130 тыс. человек превратился в руины.
Катастрофические масштабы последствий землетрясения впервые поставили перед страной, МПВО и Вооруженными силами СССР ряд сложных и специфических задач, для решения которых не было достаточного опыта и навыков.
К таким задачам в первую очередь относились восстановление нарушенного управления, организация поиска и спасения людей, оказавшихся под развалинами домов, оказание пострадавшим медицинской помощи, извлечение и захоронение погибших, обеспечение людей жильем и предметами первой необходимости, питанием, эвакуация женщин, детей, стариков в другие районы.
Полученный опыт по ликвидации последствий землетрясения имел большое значение для дальнейшего совершенствования МПВО в решении задач мирного времени, направленных на проведение спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в зоне бедствия. В частности, уникальным считался опыт разделения ответственности между различными министерствами за отдельные участки помощи, мобилизацию необходимых ресурсов.
Вместе с тем, уже вскоре после окончания 2-й Мировой войны вновь начали обостряться международные отношения.
В связи с этим, советское правительство принимает меры по укреплению обороноспособности страны, в том числе по совершенствованию защиты населения и экономики от воздушного нападения. Разрабатывается новое «Положение о МПВО СССР», ряд других документов, касающихся вопросов организации и осуществления защитных мероприятий, обучения населения. При их разработке использовался не только опыт, накопленный МПВО в предшествующие годы, но и передовой зарубежный опыт в этой области.
Новое «Положение о местной ПВО Союза ССР» было утверждено Советом Министров СССР 31 октября 1949 г. В нем были определены цели, задачи, организационная структура МПВО, основные мероприятия, проводимые на территории страны, роль и место войск МПВО, формирований МПВО и групп самозащиты, порядок подготовки кадров в системе МПВО; обязанности министерств и ведомств.
В Положении был определен порядок осуществления ряда мер, по которым раньше не имелось нормативных документов. К ним относились создание мобилизационных фондов для развертывания системы МПВО в военное время; определение порядка введения на территории страны «Угрожаемого периода» (возлагалось на Главное управление МПВО МВД СССР по согласованию с Генеральным штабом Советской Армии); повышение инженерно-технических требований МПВО в гражданском и промышленном строительстве др.
Следует отметить, что подготовка системы МПВО в этот период явно отставала от уровня развития зарубежных средств поражения. В постановлениях Совета Министров СССР от 29 и 30 июня 1955 года «О мероприятиях по повышению готовности МПВО страны к защите населения и промышленных объектов от атомного оружия» и «О мероприятиях по обеспечению медицинской помощи населению в условиях применения атомного оружия» указывалось, что подготовка страны к МПВО до 1955 года велась без учета возможного применения противником ядерного оружия. Силы и средства готовились к действиям в упрощенных условиях, без учета возможных разрушений, возникающих в результате применения ядерного оружия. Этим постановлением эвакуация населения крупных экономических и административно-политических центров была определена основным способом защиты от ядерного оружия. Для достижения этой цели создаются постоянно действующие республиканские, краевые, областные, городские и районные эвакокомиссии, разрабатываются планы эвакуации населения. Кроме того, с объявлением «Угрожаемого положения» предусматривалось введение в стране двух режимов затемнения: полного – вдоль государственной границы СССР на расстоянии возможного действия бомбардировочной авиации противника и в ряде крупных промышленных городов Поволжья и Урала, и частичного – на всей остальной территории страны. Впервые вводилось в стране всеобщее и обязательное обучение населения противоатомной защите. Особое внимание уделялось организации своевременного оповещения.
14 апреля 1956 г. утверждается новое «Положение о МПВО Союза ССР», в котором было определено, что всеобщее обязательное обучение населения мерам защиты от средств массового уничтожения является одной из главных задач МПВО.
В Положении впервые было отмечено, что МПВО является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от атомного оружия и других современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, проведения спасательных работ и оказания помощи пострадавшим, а также выполнения неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения. Особое внимание обращалось на то, что МПВО должна организовываться на всей территории страны.
Большое внимание уделялось подготовке учащейся молодежи. Организация обучения студентов и учащихся по вопросам МПВО возлагалась на Министерство высшего образования СССР, Министерство культуры СССР, министерства просвещения союзных республик, Главное управление трудовых ресурсов и другие ведомства. Они разрабатывали программы и методические указания, которые согласовывались со Штабом МПВО СССР. Таким образом, обучение по МПВО приобретало плановый, организованный характер, а преподавание вопросов МПВО стало одной из учебных дисциплин.
Учитывая продолжающееся обострение международной обстановки, 4 мая 1959 года Совет Министров СССР принимает новое постановление «О мерах по обеспечению подготовки страны к местной противовоздушной обороне», в котором предусматривались меры по улучшению оповещения населения, строительству в 1959–1965 гг. защитных и специальных сооружений, накоплению мобилизационных ресурсов и повышению боевой готовности войсковых частей и формирований МПВО, рассредоточенному размещению предприятий, укрытию особо важных заводов, государственных резервов в специальных подземных сооружениях, созданию дублеров уникальных и особо важных предприятий, по усилению работы ДОСААФ, Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (СОКК и КП) по всеобщему обязательному обучению в городах и сельской местности, защите от атомного, химического и бактериологического оружия.
В результате осуществления перечисленных мероприятий значительно возросла оперативная готовность всей системы МПВО. За короткий срок был создан значительный фонд защитных сооружений. Убежища МПВО прошли испытания на Семипалатинском ядерном полигоне и показали высокую эффективность.
Появление в 50-е годы и быстрое развитие ракетно-ядерного оружия потребовало новых подходов к защите населения в условиях ядерной войны. Начавшийся в середине 50-х годов качественно новый этап по совершенствованию МПВО завершился созданием на её базе системы гражданской обороны.
Изложенное выше позволяет констатировать следующее:
1. Появление в начале ХХ века и бурное развитие авиации, способной наносить удары по тылам воюющих государств, обусловило создание в России системы защиты населения от воздушного нападения.
Созданная МПВО прошла этапы становления и развития, неоднократные реорганизации и к началу Великой Отечественной войны подошла готовой к защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях войны.
В годы Великой Отечественной войны МПВО успешно справлялась со стоящими перед ней задачами, сохранив жизнь и здоровье миллионам советских людей, обеспечив надежность работы объектов тыла.
4. В послевоенные годы органы управления и силы МПВО приняли активное участие в восстановлении народного хозяйства, выполнив огромный объем работ.
5. Появление в 50-е годы ракетно-ядерного оружия потребовало совершенствования способов защиты населения, коренной реорганизации МПВО, создания новой системы общегосударственных оборонных мероприятий. Основы в области защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, заложенные в годы функционирования МПВО, стали фундаментом, на котором была создана и поныне функционирует гражданская оборона страны.
В январе 1960 года Правительством СССР принимается решение о передаче штабов и войск МПВО в подчинение Минобороны СССР.