Выпускница ординатуры Казанского?государственного медицинского университета, будущий детский анестезиолог-реаниматолог Александра Маркунина в День медицинского работника в авторской колонке для портала "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является?ТАСС, рассказала о том, почему вопреки желанию родителей стала врачом, как плакала, оттого что учиться и работать неимоверно трудно, и в итоге поняла, что это лучшая профессия в мире.
Когда я десять лет назад объявила семье, что собираюсь стать врачом, это стало для родных огромным потрясением. До меня врачей в нашей семье не было. Школа с углубленным изучением английского языка - мама и папа уже распланировали мою дальнейшую жизнь переводчика, возможно, где-то за рубежом. Родители умоляли выбрать любую другую профессию, ведь врач - это ночные дежурства, бесконечная учеба и снова ночные дежурства, предлагали мне оплатить учебу в любом вузе страны, лишь бы не в медицинском.
- Саша, неужели нет ни одной другой профессии, которая тебя привлекает?!
- Почему же нет, есть.
- И что ж ты молчала! Что это за профессия?
- Вы же знаете, что на Южном полюсе есть пингвины? Так вот, когда летит самолет, пингвин засматривается на него и падает на спинку, а подняться сам не может. Есть специальные люди, которые поднимают пингвинов. Если не врач, то только вот это.
Родители поняли, что им остается только поддержать мое решение.
Потом был тяжелый год перед поступлением. Почти каждый день папа забирал меня то с курсов по подготовке к ЕГЭ и университету, то от репетиторов. По дороге домой мы каждый раз проезжали под железнодорожным мостом, если в это время по нему ехал поезд, я сильно-сильно зажмуривалась и загадывала желание: "Хочу стать врачом!"
Годы в Казанском государственном медицинском университете (КГМУ) были тяжелыми, особенно на первом и втором курсах. Любви с первого взгляда с учебой в медицинском, сказать откровенно, не случилось. Порой казалось, что я никогда не закончу: бывали и долги, очереди в деканат во время дополнительных сессий. После несданных зачетов я часто убегала плакать в парк "Черное озеро". Поплачу, покормлю уток и снова достаю учебник, чтобы подготовиться к зачетам. С тех пор этот парк стал моим любимым. Как символ умиротворения и того, что в итоге все будет хорошо.
Мне кажется, в то время меня спасала поддержка семьи, а еще фраза, сказанная одним преподавателем, к которому я приходила сдавать зачеты по пять-шесть раз: "У вас, Александра, характер борца". Я надеюсь, что это действительно так. А еще раз в полгода пересматриваю фильм "Боги" 2014 года про кардиохирурга Збигнева Религу, который первым в Польше сделал пересадку сердца. Этот фильм для меня - напоминание, ради чего проходить через это все. Ведь самая большая мечта каждого врача - чтобы люди не умирали.
На практике после первой летней сессии я впервые увидела, как выполняется спинальная анестезия. Не имея тогда достаточных знаний, не понимая ровным счетом ничего, ни принципа работы препаратов, ни техники проведения этих действий, я подумала, что это просто чудо: человек не чувствует боли после одного укола в спину! Так случилась любовь с первого взгляда с анестезиологией.
Чтобы быть ближе к клинической медицине, пришлось получить сестринский сертификат. Так начались будни работы медсестрой в реанимации ГКБ № 7 города Казани. Я стала сильнее, выносливее, серьезнее, взрослее и страстно полюбила черный кофе.
На тяжелые дежурства мне везло. В отделении была даже шутка: Саша дежурит - работы будет много. Если бы не наш золотой коллектив, который поддерживал и помогал, если бы не душевные разговоры за чаепитиями во время перерывов, наверное, я бы не проработала там так долго и не вспоминала бы потом эти три с лишним года сестринского труда с такими теплом и нежностью.
Помню первую благодарность от пациента. Он лежал в реанимации после пожара, был в сознании, ему было очень страшно, и он жаловался на провалы в памяти. Я не сделала ничего особенного, просто сидела рядом и говорила с ним. Мы встретились в лифте в день его выписки, и он поблагодарил меня. Мне было очень тепло от этих слов.
Год выпуска из университета и поступление в ординатуру стали еще одним испытанием для всей семьи. Со мной становилось невозможно разговаривать даже очень близким людям. Спала я очень мало при этом, нужно было совмещать научную работу, сестринские дежурства, учебу и подготовку к сессиям, а затем к государственным экзаменам и аккредитации. Но это того стоило.
В ординатуре по специальности "анестезиология и реаниматология, медицина катастроф" КГМУ учиться было еще интереснее. Больше всего мне понравилась работа с детьми в детской республиканской клинической больнице. Как успокоить испуганного ребенка, как найти к нему подход? Поначалу казалось, что это невозможно, но потом получилось первый раз, потом еще раз и еще. И снова повезло с коллективом: старшие коллеги всегда готовы прийти на помощь. Снова много дежурств, мало сна, много учебы и черного кофе. Друзья из других профессий часто спрашивают меня, насколько все это тяжело. А я всегда отвечаю одинаково: "Для меня это лучшая работа в мире".
Александра Маркунина