О том, как сохранять самообладание во время ноябрьских распродаж, уберечь себя от ненужных покупок и лишнего стресса, рассказывает психолог Главного управления МЧС России по Ленинградской области лейтенант внутренней службы Дарья Хребтова.
Традиция устраивать, так называемую, «Черную пятницу», пришла к нам с Запада. Только в России она длится не один день, как за рубежом, а целый неделю, а то и месяц.
В этом году «Black friday» стартует в ночь с 24 на 25 ноября. Но многие магазины начинают распродажи заранее, переманивая потенциальных покупателей у конкурентов и привлекая их яркими витринами и заоблачными скидками, доходящими порой до 90 процентов.
– Волшебные слова «распродажа» или «скидки» побуждают нас приобретать мгновенно, не задумываясь, и зачастую, совершенно ненужные вещи. Дарья, на чем строятся главные уловки маркетологов?
– Когда у человека мир в душЕ, когда он находится в гармонии с собой, когда он самодостаточен как личность, у него не возникает необходимости компенсировать, так называемую, душевную пустоту чем-либо (у шопоголиков – это всевозможные покупки), – делится Дарья Хребтова. – Он совершает покупки осознанно, точно понимая, что ему действительно необходимо. Таких людей сложно сбить с толку сомнительными бонусами, мифическими скидками и другими приманками. Поэтому главное «оружие» в борьбе с «Черной пятницей» – это стрессоустойчивость.
– Но, несмотря на это, маркетологи отлично манипулируют нашим поведением, воздействуя на наше бессознательное: такие чувства, как страх и стресс. И это отличная мотивация к действию, даже, если речь идет о самой банальной покупке?
– Да, абсолютно точно! Многими исследованиями подтверждено, что, в принципе, люди испытывают стресс при выборе и покупке товаров, – рассказывает психолог. – Плюс ими движет страх. Страх упустить покупку! И мало кто задумывается, что, зачастую, приобретение в «Черную пятницу» чего-либо по «супервыгодным» условиям – это всего лишь иллюзия, придуманная профессионалами. Поэтому, чтобы убедиться в том, что вещь продается действительно со скидкой, нужно хотя бы заблаговременно мониторить её ценообразование: сколько она стоила 2-3 дня назад… Это позволит понять, где настоящая скидка, а где накрученная.
– Иными словами, к покупкам в «Черную пятницу» нужно подходить осмысленно. И, прежде, чем что-то приобретать, стоит убедиться, действительно ли эта вещь жизненно необходима, или вами движет всего лишь желание ее заполучить во что бы то ни стало только потому, что она продается на «выгодных» условиях? Как обезопасить себя от желания сделать спонтанную покупку?
– К примеру, если подруга приглашает прогуляться по торговому центру за компанию, а вы, в силу характера, или иных причин, не в силах ей отказать, вы можете попросить родных или друзей занять вас чем-то на это время. Это поможет избежать спонтанной покупки, а также потери драгоценного времени, сил и дальнейшего разочарования от напрасно купленной вещи.
– Как быть, если речь идет об онлайн шопинге?
– У психологов есть профессиональный термин – «позаботиться о себе». Вот, в те моменты, когда что-то очень хочется заказать в интернет-магазине, прежде, чем бросить вещь в корзину и оформить покупку, «позаботьтесь о себе»: налейте ароматный кофе, примите ванну, почитайте книгу, фильм посмотрите… Отсрочьте покупку! Дайте себе немного времени «остыть» и обдумать – а действительно ли вам так необходимы эти юбочка/кофточка/платьице/туфельки, или это всего лишь сиюминутное желание? Можно взять листок бумаги и расписать все плюсы и минусы данной покупки. Такой анализ поможет принять взвешенное решение. Также эффективно перед шоппингом составлять список покупок – это избавит от возможности приобрести лишнее.
– Сам поход в Торговый центр в пик распродаж – это уже большой стресс (скопление людей, очереди, суета, ажиотаж и даже агрессивное поведение…). Шопоголики настолько обожают скидки, что готовы ринуться в давку, чтобы урвать тот или иной товар. Как вести себя в такой ситуации, каких правил стоит придерживаться во избежание неприятных ситуаций? Есть ли советы на случай непредвиденных обстоятельств, которые могут произойти в Торговом центре или магазине во время наплыва покупателей?
– Старайтесь держаться, по возможности, в стороне от толпы и массового скопления людей, – советует Дарья. – Не поддавайтесь на возможные провокации, не вступайте в конфликты. Лучше избегать использования лифтов. Желательно заранее ознакомиться с планом эвакуации, а при эвакуации из торгового центра (если так случилось) необходимо соблюдать спокойствие и самообладание.
Екатерина СтепановаПресс-служба Главного управления
МЧС России по Ленинградской области
тел.: 8 (813) 704-32-77
47.mchs.gov.ru