Участники дискуссии "Пандемия 2020: вызовы, решения, последствия" обсудили "черных лебедей" в здравоохранении, выявленные в ходе пандемии проблемы в социальной сфере, а также текущую ситуацию с распространением новой коронавирусной инфекции
Борьба с инфекционными угрозами давно вышла за пределы одной только системы здравоохранения. В национальном плане восстановления экономики, который был подписан на прошлой неделе, создание систем, устойчивых к инфекционным рискам, ? задача всех отраслей экономики и социальных служб. А модернизация инфекционной службы, которая запланирована в рамках национального проекта "Здравоохранение", в конечном счете не только приведет к совершенствованию системы оказания медицинской помощи, но и внесет существенный вклад в улучшение показателей здоровья россиян. Возможно ли будущее без карантинов, сможет ли Россия пройти осенне-зимний сезон без переполненных больниц и остановки промышленных предприятий, какие мощности инфекционной службы и модели угроз нужно учесть, чтобы избежать коллапса экономики, усталости системы здравоохранения и психологического истощения людей из-за ограничений, связанных с борьбой против инфекций, обсудили участники пленарной дискуссии на конференции "Пандемия 2020: вызовы, решения, последствия".
"Черные лебеди" в здравоохранении"Пандемия коронавирусной инфекции выходит далеко за пределы наших представлений об этом вирусе, которые у нас были в декабре 2019 года, когда мы впервые о нем услышали. Кто бы мог тогда подумать, что в этой ситуации все страны окажутся пострадавшими", ? отметила в своем докладе региональный директор по чрезвычайным ситуациям ВОЗ Дорит Ницан.
По ее словам, на данный момент ситуация с заболеваемостью коронавирусной инфекцией очень неравномерная в разных странах, так как есть те страны, в которых наблюдаются значительные скачки роста числа заболевших, а есть те, в которых таких вспышек практически не происходит. Она отметила, что это зависит от множества факторов и никакой второй волны, в сущности, нет, так как вирус будет оставаться до тех пор, пока не будет найдено оптимальное решение для того, чтобы радикально можно было контролировать его распространение.
Залогом стабильной работы российской системы здравоохранения весной, когда число заболевших росло быстрее, чем накапливалась надежная информация о методах лечения, по словам министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко, стали две ключевые особенности ? тот факт, что исторически инфекционная служба в России являлась базой, вокруг которой формировались основные ресурсы системы, а также всеобщее страховое покрытие в здравоохранении, которое гарантирует равный доступ каждого россиянина к медицинским услугам.
"К сожалению, можно сказать, что модели угроз и ориентация инфекционной службы неполно соответствовали тому, с чем мы столкнулись. И эти "черные лебеди", которые периодически обрушиваются на систему здравоохранения, и то, что мы видим, ? конечно же, все просчитать невозможно, но мы делаем вывод, по каким направлениям сегодня следует двигаться", ? отметил министр. ?
Понятие "черный лебедь" пришло из экономики и означает такое явление, которое ни одна в мире система прогнозирования предугадать не способна. К нему невозможно подготовиться, а значит, реагировать на него нужно теми ресурсами, которые имеются. По словам главы Минздрава РФ, чтобы создать устойчивую систему здравоохранения, необходимо не только модернизировать науку, медицинскую практику и производство, но и совершенствовать социальные сервисы, в том числе по защите здоровья старшего поколения.
Об этом говорила в своем выступлении и Дорит Ницан. "Пандемия показывает нам, какие у нас есть недостатки, показывает, что не работает у нас как следует. Но, с другой стороны, она нам показывает, что, если мы объединимся, мы сможем добиться успеха", ? отметила представитель ВОЗ. Она добавила, что пандемия коронавирусной инфекции позволила сделать явными проблемы в социальной сфере.
IT-системы против карантинаТрадиционные карантинные мероприятия показали свою несостоятельность в условиях пандемии. В классическом понимании карантин предполагает изоляцию заболевших людей от здоровых, но в результате пандемии карантинные мероприятия коснулись вообще всех людей в мире, а значит, пришлось буквально на ходу трансформировать полномочия служб эпиднадзора.
По словам директора Научно-исследовательского финансового института Минфина России Владимира Назарова, именно из-за того, что вирус изначально повел себя коварно ? у него длительный инкубационный период, иногда стертые симптомы или даже бессимптомное носительство, ? инфицированных от здоровых было очень трудно отделить. С такой проблемой столкнулось большинство стран мира.
"Меры ограничительные были выплеснуты на все население. Конечно, с социальной точки зрения это неприемлемый подход", ? добавил он. Однако альтернативные решения тоже вызывают вполне обоснованную тревогу населения. Дело в том, что в ряде стран мира отсутствие длительных и строгих ограничительных мер компенсировалось системами электронного трекинга. Одной из таких стран была Южная Корея.
"Им удалось с помощью новейших IT-систем установить прослеживание ? отслеживать цифровой след людей и сделать систему прослеживаемости контактов. В результате они очень быстро понимали, кого нужно тестировать, люди проходили тестирование, выяснялось, кто из них болен, и человека очень быстро направляли на обсервацию, на карантин", ? рассказал Назаров. Похожие решения, но не такие масштабные, применялись и в некоторых других странах. Перспектива отслеживания контактов населения для того, чтобы выявить вероятные пути распространения инфекции, может быть эффективной мерой против масштабных карантинов, считает эксперт.
"Любого человека, и меня тоже, такая перспектива не может не пугать. Потому что это и права людей, и право на неприкосновенность информации. Но надо понимать, что нужно найти этот баланс между поддержанием одних прав людей ? на свободу перемещения, на занятие бизнесом, учебу ? и правом на неприкосновенность информации. Оба права должны соблюдаться, и нужно найти баланс между их соблюдением", ? резюмировал эксперт.
Инна Финочка