Общеобразовательные школы в большинстве регионов России активно ведут подготовку к новому учебному году и рассчитывают начать обучение в очном формате, но не исключают, что из-за ситуации с коронавирусом придется вернуться к онлайн-урокам.
Состоятся ли праздничные линейки у первоклассников, нужно ли будет детям и учителям носить маски, чтобы защититься от инфекции, и как нацпроект "Образование" поможет школам учесть полученный в ходе пандемии опыт, порталу "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является ТАСС, рассказали директора школ, педагоги и представители региональных министерств.
В конце июля министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что дистанционное обучение в российских школах вводить не будут, а новый учебный год начнется 1 сентября в обычном формате.
"Всего новый учебный год наступит для 17 млн школьников, 7 млн у нас дошколят, а с учетом 3 млн получающих среднее профессиональное образование это в целом 27 млн ребят, которых примут 80 тыс. образовательных организаций. Хотел бы еще раз подчеркнуть, что произойдет это 1 сентября. Готовимся именно в этот день начать полноценную работу в нормальном очном режиме, конечно, с соблюдением всех требований Роспотребнадзора", ? вновь подчеркнул министр на совещании президента с членами правительства 11 августа. По словам министра, подготовку к учебному году Минпросвещения держит на контроле: на текущий момент полностью готовы более 36 тыс. образовательных организаций, а о полной готовности общей системы образования можно будет говорить 20 августа. В эту же дату, как ранее заявлял глава правительства Михаил Мишустин, по каждому региону отдельно будет приниматься решение о формате проведения занятий в школах. Премьер при этом выразил надежду на то, что количество учебных заведений, вынужденных прибегнуть к "удаленке", в стране получится минимизировать.
Тем не менее на сегодняшний день в ряде регионов полагают, что этот формат частично может сохраниться и в новом учебном году. Так, подобную возможность рассматривают для 80 школ Новосибирска, где число учеников вдвое больше плановой наполняемости. Власти предлагают организовать там смешанную форму обучения, при которой дистанционный и очный форматы уроков будут чередоваться через день. По словам министра образования региона Сергея Федорчука, это решение вынужденное и потребует перестройки учебных программ.
"Другого пути я не вижу. Свободных помещений ? мы при всяком раскладе уже смотрели ? в этих школах мы не найдем, потому что там примерно двукратное превышение плановой наполняемости", ? сказал Федорчук. Несмотря на опасения, в региональных школах сейчас активно завершаются ремонты и подготовка учебных классов к занятиям. Каждый из них в этом году оборудуют дезинфицирующими средствами, УФ-лампами и другой техникой, необходимой для контроля санитарно-эпидемиологической обстановки. В обязательном порядке в каждой школе будет работать медик.
"Дезинфицирующее оборудование мы приобрели для проведения ЕГЭ и продолжаем приобретать в рамках существующих бюджетов. Санитарно-эпидемиологические меры планируются такие же, как при проведении ЕГЭ: измерение температуры, маски, обработка рук, социальная дистанция, санитарная обработка помещений", ? рассказала директор специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) Уральского федерального университета Лариса Рожкова. Измерение температуры перед началом занятий станет обязательной процедурой для всех школьников и работников образовательных учреждений. А вот вопрос о соблюдении масочного режима в настоящий момент обсуждается. Например, в Оренбургской области дети и учителя постоянно носить маски в школе не будут. Средства индивидуальной защиты должны будут использовать, например, сотрудники столовой, которым маски и перчатки выдадут. Закупка средств индивидуальной защиты, бесконтактных термометров уже ведется.
Правда, заставить детей соблюсти все санитарно-эпидемиологические требования будет непросто, особенно это касается обязательного социального дистанцирования.
"Ограничения по наполнению классов, санитарному режиму ? их нужно принимать, если мы все-таки хотим проводить занятия очно. Но требования по социальной дистанции, например, в классе соблюдаться не будут. Наши классы готовы, но в полном объеме эти требования выполнить не получится. Все-таки школы ? это дети, а дети хотят общаться, хотят двигаться. И касается это многих ограничений, которые фактически в обычной школе выполнить невозможно по разным причинам", ? отметил директор единственного за Уралом СУНЦ Новосибирского госуниверситета Николай Яворский.
По особому расписаниюДиректора школ сегодня уже прорабатывают расписание так, чтобы максимально ограничить контакты детей из разных классов и минимизировать их передвижение по школьным коридорам. В Кузбассе, Дагестане, Алтайском и Пермском краях каждому школьному классу выделят отдельный кабинет, в котором будут проходить практически все уроки.
"За каждым классом мы закрепим отдельный кабинет, в котором дети будут обучаться по всем предметам, кроме физической культуры, изобразительного искусства, технологии, физики и химии ? на этих уроках ученикам может понадобиться специальное оборудование. Чтобы минимизировать контакты обучающихся, школы будут работать по особому расписанию уроков и перемен", ? отметила министр образования и науки Кузбасса Софья Балакирева.
"Количество учеников в каждом классе по мере необходимости будем сокращать. Также необходимо запретить общение между разными классами на переменах", ? считает директор лицея-интерната "Центр одаренных детей" в Махачкале Шаганэ Баймурзаева. Педагоги не исключают, что в начале учебного года придется скорректировать и учебные программы. Возможно, больше времени потребуется на повторение ранее изученного материала. Это покажут результаты первых проверочных работ.
"Особое внимание в начале нового учебного года мы уделим качеству образования. В 5?9-х классах проведем всероссийские проверочные работы (ВПР), чтобы оценить уровень знаний школьников. Результаты ВПР помогут скорректировать рабочие программы по отдельным предметам, усовершенствовать методику преподавания, также они будут использованы для организации индивидуальной работы с учащимися", ? рассказала учитель биологии из Рыбновской средней школы № 3 в Рязанской области Елена Бахмутова. Цифровая среда
Опыт онлайн-обучения, в режиме которого российские школьники заканчивали прошлый учебный год, будет использован и в очных занятиях. Отказываться от электронных сервисов и виртуальных образовательных платформ в школах не намерены, а, наоборот, хотят использовать их как дополнение к традиционным форматам, например для выполнения домашних заданий или самостоятельной работы.
"Положительный опыт, полученный во время организации обучения в дистанционном формате, пригодится в текущей работе школы. Например, при проведении индивидуальных консультаций, работе с одаренными детьми или ребятами, требующими педагогической поддержки. В таких случаях это одна из вспомогательных технологий", ? считает директор школы № 72 в Рязани Елена Щепотина.
В Новосибирской области рассматривают возможность посвятить один из учебных дней в неделю обучению с использованием цифровых технологий и привлекать к онлайн-занятиям лучших педагогов и экспертов из разных городов и регионов.
"В некоторых школах региона есть шестидневный рабочий график. Они вводят субботу как обучение на дому. Где-то дети находятся в классе, очно, но урок им читает какой-то преподаватель, который находится далеко за пределами области. Есть еще один очень интересный пример, я не знаю, есть где-то еще такая практика: организация проектной деятельности онлайн, сетевое взаимодействие, когда талантливые и мотивированные ребята из разных школ через интернет под руководством преподавателя, который может находиться тоже в другом городе, ведут исследовательский проект", ? сообщал журналистам ранее губернатор Новосибирской области Андрей Травников.
В Екатеринбурге планируют активно использовать Zoom для проведения классных часов, родительских собраний и административной работы. Последней, к слову, должно стать меньше у педагогов из регионов, которые вошли в пилотный проект по формированию цифровой образовательной среды в рамках нацпроекта "Образование" и нацпрограммы "Цифровая экономика РФ".
"Внедрение цифровой образовательной среды предполагает автоматизацию административного и образовательного процессов, в том числе введение электронного документооборота и отчетности. Это позволит разгрузить учителей и оставить больше времени для занятий с учениками. Кроме того, внедрение цифровой образовательной среды поможет наладить коммуникацию "учитель ? ученик ? родитель" для более оперативного взаимодействия", ? отметили в министерстве образования Нижегородской области.
Будет ли праздник?По традиции новый учебный год в российских школах начинается с торжественных линеек. В этот раз проведение главного праздника всех первоклассников пока под вопросом, из-за пандемии массовые мероприятия в регионах запрещены или ограничены. Окончательное решение будет приниматься накануне начала занятий.
"Мы, конечно, настроены, чтобы дети у нас собрались, как всегда, при солнечной погоде и в прекрасном настроении. Но обстановка может быть неблагоприятной, тогда, видимо, придется что-то придумывать", ? рассказал директор СУНЦ Новосибирского госуниверситета Николай Яворский. Власти Астраханской области рассчитывают провести линейки, но ограничить число их участников. По словам министра образования региона Виталия Гутмана, праздники пройдут на открытом воздухе при строгом соблюдении всех санитарно-эпидемиологических норм.
"Это будет либо усеченный формат с участием только 1-х и 11-х классов, либо проведение праздника по параллелям в разные временные промежутки", ? пояснил Гутман. Там, где проведение праздничных мероприятий сочтут неприемлемым с учетом ситуации с распространением коронавируса, педагоги проведут для школьников тематические классные часы. В Свердловской области их посвятят 75-летию Победы, а в Рязани классные руководители уже разрабатывают сценарии внеклассных занятий по профилактике коронавирусной инфекции.