9 декабря – День ведомственной охраны железнодорожного транспорта РФ.
Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» вот уже целый век занимается организацией безопасности на железной дороге.
А 100 лет назад, в 1921 году, отметила свой День рождения военизированная (ныне ведомственная) охрана железных дорог и железнодорожного транспорта России. По инициативе Феликса Дзержинского, возглавлявшего наркомат Путей сообщения, вышел декрет ВЦИКа и Совета труда и Обороны. Дзержинский увидел необходимость создания специальных подразделений для защиты главных транспортных путей страны от бандитизма и преступности.
В связи со стремительным развитием Дальнего Востока, строительством стальных магистралей и освоением новых территории в 20-30 годы прошлого столетия сильно возросло число перевозок разных грузов. Строили новые станции, депо и разъезды, тоннели и мосты… Всё это требовало обеспечения надежной охраны и пожарной безопасности на объектах железнодорожного транспорта. Формировались особые вооруженные отряды – стрелковая охрана, призванные следить за порядком и безопасностью.
В годы Великой Отечественной войны железнодорожный транспорт обслуживал нужды фронта. Бесперебойно перевозя людей и военные грузы. Стратегически важные объекты взяли под жесткий контроль. Стрелки охраны были либо мобилизованы, либо ушли добровольцами на фронт. А их места заняли женщины – в том числе и в пожарных командах. Но и в этих жесточайших условиях им удавалось обеспечивать сохранность грузов и объектов, пожарную безопасность подвижного состава.
В 1949 году утверждено Положение о военизированной охране Министерства путей сообщения. Впервые в этом документе упоминалось о том, что военизированная охрана состоит из стрелковых и пожарных подразделений. Первые охраняли грузы и следили за порядком. На последних возлагались обязанности по профилактической работе и ликвидации очагов возгорания на железнодорожном транспорте.
«Октябрьская железная дорога» – один из 16 филиалов ОАО «РЖД». На территории магистрали несут дежурство 25 пожарных поездов, и 5 из них дислоцируются в нашей области – на территории локомотивного депо Волхов, в Выборге, Киришах, Гатчине и Усть-Луге.
Сегодня между региональным Главным управлением чрезвычайного ведомства и Октябрьской железной дорогой организовано тесное сотрудничество по совместному тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ на территории Ленинградской области.
Пожарные поезда ОЖД не раз выезжали для оказания помощи в тушении природных очагов и ликвидации техногенных пожаров.
Кроме этого, личный состав пожарных поездов, дислоцирующихся в нашем регионе, активно участвует в жизни территориального пожарно-спасательного гарнизона. Проводят совместные учения и сборы, повышая свой профессиональный уровень.
Каждый пожарный поезд включает в себя вагон-насосную станцию (здесь находятся насосные установки, пожарно-техническое вооружение, цистерны-водохранилища с запасом воды, объёмом более 50 000 л). На вооружении поезда – специальные стационарные и мобильные мотопомпы, запас пожарных рукавов, несколько тонн пенообразователя, аварийно-спасательное оборудование, приборы освещения и средства связи.
Коллективу Ведомственной охраны железнодорожного транспорта в лице её директора – Сергея Лакеева начальник Управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по Ленинградской области Владимир Ильинов в знак плодотворного сотрудничества вручил благодарственную грамоту и памятные сувениры. Мы присоединяемся к поздравлениям ветеранов и личного состава Ведомственной охраны железнодорожного транспорта с вековым юбилеем.