Система образования достойно выдержала испытания, обрушившиеся на нее в связи с пандемией коронавируса, опыт дистанционного образования важно учесть в дальнейшем, но "удаленка" не сможет заменить классическую учебу в школах и университетах, при этом на основные векторы развития науки и образования, заложенные в одноименных нацпроектах, следует взглянуть под новым углом. Такие выводы были озвучены в четверг на совещании по ситуации в сфере образования, которое провел Владимир Путин. Корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого выступает ТАСС, разбирался по итогам совещания, как были решены насущные проблемы российского образования и о каких глобальных направлениях развития шла речь.
О насущном: ЕГЭ и кампания (приемная)Ситуация с коронавирусом заметно сказалась на системе образования. Если раньше все заранее знали, когда закончится учебный год, в какие сроки пройдет ЕГЭ, кому и сколько экзаменов придется сдать для поступления в вуз, то этой весной, казалось,никто?ни учителя, ни профессора, ни ученики и их родители, ни даже чиновники ?толком не могли спрогнозировать, в каком режиме будут жить этим летом школы и вузы, которые в марте были вынуждены перейти на дистанционное обучение.
Основным краеугольным камнем для всех выпускников, которых, как отметил президент в этом году насчитывается почти 700 тысяч, стали даты проведения ЕГЭ. Экзамен в этом году уже переносился: сначала основной его этап был сдвинут с конца мая на 8 июня, а потом Минпросвещения объявило о его повторном переносе на более поздний срок.
По словам Путина, в отношении ЕГЭ и вовсе поступали предложения об отмене, однако за десятилетнюю историю экзамен доказал свою эффективность, как объективный инструмент оценки знаний, поэтому "учитывая устойчивое снижение угрозы эпидемии коронавируса", принято решение провести единый государственный экзамен 29 июня. "Надеемся, что она [дата начала экзаменационной кампании] с учетом эпидобстановки прибита гвоздем к стене", ? со своей стороны добавила вице-премьер РФ Татьяна Голикова.
Проведение ЕГЭ в такие сроки позволит университетам пусть и в сжатом режиме, но провести приемную кампанию вовремя и начать следующий учебный год 1 сентября. По словам министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, прием документов в магистратуру планируется начать в июне, а вступительные экзамены для выпускников текущего года ? в июле.
Летняя занятостьВ то время как выпускники и их родители изучают новые правила поступления в вузы и приспосабливаются к ним, родители остальных учащихся должны решить не менее насущный и сложный вопрос: как организовать летний отдых детей, чей учебный год во многих регионах страны уже подошел или подходит к концу.
По словам президента, это проблема актуальна для миллионов российских семей особенно сегодня, потому что предприятия в ближайшие месяцы будут восстанавливать деловую активность в полном объеме, и не все родители смогут проводить достаточно времени со своими детьми.
По словам министра просвещения России Сергея Кравцова, в лагерях оздоровительную кампанию предложено начать с 1 июля: он пояснил, что этот срок удобен, так как "может быть сдвинут как "влево", так и "вправо" исходя из санитарно-эпидемиологической ситуации". Отдать детей можно будет в федеральные, стационарные загородные, школьные лагеря с дневным пребыванием детей, а также учреждения дополнительного образования. Как заверил министр, медицинскому наблюдению и строгому соблюдению правил Роспотребнадзора во всех лагерях будет уделено особое внимание. "Уже на днях, с 25 мая, откроется специальная горячая линия на базе нашего координационного центра", - добавил Кравцов.
По мнению Голиковой, на помощь в организации летнего отдыха может прийти и та инфраструктура, которая создавалась все это время благодаря нацпроекту "Образование": региональных центрах по модели сочинского "Сириуса", образовательных центрах "Точка роста" при школах в селах и малых городах, IT-кубах, мобильных и стационарных "Кванториумах". Смены в них могли бы помочь в решении еще одной важной проблемы, которая стала прямым следствием пандемии - возможного снижения уровня знаний.
Новый взгляд на развитие образованияКак раз понимая, что даже при самом интенсивном домашнем обучении у детей могут возникнуть пробелы в знаниях, Минпросвещения, по словам Кравцова, и приняло решение перенести всероссийские проверочные работы на начало следующего учебного года. Сделано это было для того, чтобы, "как можно быстрее выявить и восполнить пробелы" в знаниях у учеников. Дополнительная проверка знаний студентов пройдет и в вузах, отметил министр науки и высшего образования: по его словам, она состоится во втором семестре следующего учебного года.
Несмотря на это, по словам президента, система образования справилась с переходом на дистанционное обучение. Он подчеркнул, что это не значит, что дистанционное образование полностью заменит и вытеснит очное или будут закрыты традиционные школы и университеты. Но приобретенный опыт в дальнейшем должен работать на повышение качества и доступности образования, а также развитие передовых дистанционных образовательных технологий.
"Чтобы дети, где бы они ни жили, могли слушать лекции, уроки ведущих преподавателей. Чтобы учитель мог индивидуально работать с учениками, которым необходима дополнительная поддержка. В этой связи необходимо ускорить нашу работу по развитию современной информационной инфраструктуры в образовании, в том числе подключение школ к скоростному интернету", - заявил президент. К слову, в соответствии с национальным проектом "Образование", подключить все школы к интернету было запланировано только к 2024 году (в этом году показатель и вовсе - 70%).
Как заверила вице-премьер РФ Татьяна Голикова, дистанционное образование "подвигло по-другому посмотреть некоторые перспективы развития нашего образования и общего, и среднего, и высшего". "Мне кажется, главное, что нужно подчеркнуть ? то, над чем мы трудились с 2018 года в рамка национального проекта "Образование" и "Наука", потребует от нас несколько иного взгляда, и мы к этой работе готовы, и, соответственно, когда запустим ее, будет готовы внести соответствующие предложения", - заключила она.
Первые шаги, к слову, уже сделаны. Так, по словам министра науки и высшего образования, по-другому в условиях пандемии пришлось посмотреть на высшее образование и переосмыслить многие подходы к его развитию.
"Исходя из этого, опираясь на фундамент прежних программ, принимая во внимание все лучшие их наработки, предлагается в текущем году запустить новый долгосрочный проект поддержки российских университетов. В нем обязательно должны участвовать отраслевые вузы: медицинские, транспортные, педагогические, творческие, сельскохозяйственные и другие. Главной целью этого проекта должно стать существенное увеличение вклада университетов в достижение национальных целей развития страны", - сказал Фальков.
Министр также высказал точку зрения, что реализация этого проекта потребует корректировки мероприятий национальных проектов "Наука" и "Образование". Соответствующие предложения, по его словам, находятся в процессе обсуждения с правительством, администрацией президента?и профессиональным сообществом.