НовостиМЧС России

Чернобыль: Необъявленная война

24 апреля 2017г. 16:11

Презентация книги Е.В.Миронова «Чернобыль: необъявленная война» состоялась в Сосновоборской городской библиотеке 20 апреля 2016 г. Участники встречи собрались, чтобы поговорить о книге Е.В.Миронова «Чернобыль: необъявленная война» с людьми, которые уже знают эту книгу, с людьми которые принимали участие в написании этой книги или имеют отношение к ее переизданию. А также чтобы презентовать её тем людям, которым она пока не знакома. Эту книгу нужно прочесть! Почему, спросите вы? Ответим словами автора книги:

«Для того чтобы

сегодня

знать, что делать, а

завтра

не выяснять, кто был виноват

вчера!»

/Е.В.Миронов/

Сегодня мы публикуем выдержки этого честного свидетельства событий тридцатилетней давности. Автор рассуждает о приоритетах, выбранных в каче­стве основных при проведении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Как ученый и гражданин своей страны он задается вопросом: что важнее - здоровье и жизнь лю­дей или энергетическая мощь великой державы? И приходит к выводу: чернобыльская авария - это крупнейшая техногенная авария мирного времени, которую превратили в настоящую войну, в кото­рой есть и эвакуации населения, скота и птицы, и мобилизация резервистов, и битва за «саркофаг», и брошенный город, и массовый героизм людей, и огромные потери в «живой силе и технике».

Об автореЕвгений Васильевич Миронов родился в янва­ре 1939 года в Ленинграде в семье рабочих. В конце 1941 года вместе с заводом «Красный Треугольник», на котором работали его родители, был эвакуирован из блокированного врагом Ленинграда.После снятия блокады семья Мироновых вернулась в Ленинград. Вернулся из эвакуации и завод «Красный Треугольник». Окончив школу, Евгений работал лабо­рантом в химической лаборатории завода и одновре­менно учился в химико-технологическом техникуме.В 1961 году он уехал в Северодвинск. Там Евгений работал лаборантом-химиком и, как говорил он сам,«дослужился до звания старшего лаборанта». Имен­но в Северодвинске началась его работа, связанная с атомной энергетикой.С 1973 года Е. В. Миронов жил в городе Сосновый Бор. Работал в 972-м отделе ВНИПИЭТ (до 1976 года - ГИКИ) в должности инженера, затем - старшего инженера. Без отрыва от работы в 1977 году Евгений Васильевич окончил Северо-Западный заочный политехнический институт. В 1980 году он успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, стал старшим научным сотрудником ВНИПИЭТ. Позже Евгений Васильевич стал начальником Бюро хими ко-технологического сопровождения процессов дезактивации, которые проходили испытания на стендах отдела.Неоднократно Е. В. Миронов выезжал в командировки на Дальний Восток в со­ставе группы сотрудников института, целью которых было устранение внештатных ситуаций на АПЛ.После катастрофы, происшедшей 26 апреля 1986 года на четвертом блоке Чер­нобыльской АЭС, Евгений Васильевич был срочно командирован на ЧАЭС старшим бригады сотрудников института. Там он занимался подготовкой города Припяти к дезактивации.В октябре-ноябре 1987 года он вновь был командирован на ЧАЭС. Предстояла подготовка дезактивации помещений и оборудования третьего энергоблока.С октября 1990 года по 31 декабря 1991 года Евгений Васильевич работал в го­роде Припяти начальником отдела технологического и радиационного контроля, занимался дозиметрической разведкой разных областей Украины.В 1992 году Е. В. Миронов вернулся в Ленинград, работал на разных должностях в государственных и коммерческих структурах.В этот период времени Евгений Васильевич стал часто болеть. Считается, что болезнь Е. В. Миронова связана с полученными дозами радиационного облучения.Евгения Васильевича Миронова не стало 3 июля 2014 года.

Глава 3. "Битва за саркофаг"

Действующие лица и организации: Б.Е.Щербина - председатель Правитель­ственной комиссии, заместитель Председателя Совета Министров СССР. Ему на смену приезжа­ли И.С.Силаев, Ю.К.Семенов, Г.Г.Ведерников, В.И.Воронин, В.Г.Маслюков, В.К.Гусев, Е.П.Славский - министр среднего машино­строения, Л.Д.Рябев - замминистра среднего машино­строения, И.А.Беляев - начальник управления министер­ства среднего машиностроения, К.Н.Москвин - начальник 17 ГУ, A.Н.Усанов - заместитель министра средне­го машиностроения по строительству, Л.В.Забияка - главный инженер 17 ГУ, B.И.Рудаков - начальник 12 ГУ, В.С.Андриянов - главный инженер монтаж­ного ГУ, В.А.Легасов - академик, Е.В.Рыгалов - начальник УС-605 первой вахты, В.Т.Шеянов - главный инженер УС-605 первой вахты, Р.Н.Канюк - заместитель начальника УС-605 первой вахты, Г.Д.Лыков - начальник УС-605 второй вахты, В.П.Дроздов - начальник УС-605 третьей вахты, П.Н.Сафронов - заместитель начальника УС-605 третьей вахты, Е.П.Павкин - главный механик УС-605, Ю.Ф.Юрченко - директор НИКИМТ (Научно- исследовательский и конструкторский инсти­тут монтажных технологий) В.А.Курносов - главный инженер ВНИПИЭТ (Всесоюзный и научно-исследовательский и про­ектный институт энергетических технологий), В.М.Багрянский - заместитель главного ин­женера ВНИПИЭТ, Е.В.Цуриков - главный инженер-конструктор, И.К.Моисеев, С.С.Меркурьев, И.И.Белицкий, Ю.Н.Сорбин, В.А.Иванов и другие специалисты-проектировщики ВНИПИЭТ, геодезисты: В.И.Зайцев и другие, Е.Н.Корсун - заместитель министра Мин­энерго, В.П.Гора - начальник стройки на ЧАЭС со стороны Минэнерго, В.И.Завидий - бригадир коллектива из 73 че­ловек, будущий Герой Социалистического Труда, и многие, многие другие строители и рабочие, машинисты бетононасосов и водители авто­бетоновозов, армия, активно участвовавшая в ликвидации последствий аварии на Чернобыль­ской АЭС, «партизаны»» - военнослужащие, при­званные из запаса для работ на Чернобыльской АЭС и многие другие, кто прямо или косвенно по­могали в строительстве объекта «Укрытие».

До аварии на Чернобыльской АЭС Роман Нестерович Канюк руководил подразделением, ко­торое занималось строительством второго и тре­тьего энергоблоков Игналинской АЭС в Литве. Неожиданно из Министерства среднего машино­строения на его имя пришел вызов. Вызывал зам­министра по строительству А.Н.Усанов. Из воспоминаний Р.Н.Канюка, заместителя начальника УС-605: «А.Н.Усанов, руководители главков и другие специалисты только два дня как возвратились из командировки на место черно­быльской аварии. В министерстве обстановка тревоги и собранности одновременно. А.Н.Уса­нов принял меня до начала совещания. После ко­роткого приветствия замминистра неожиданно спросил: - Роман Викторович, за сколько дней на Иг­налинской АЭС вы бетонировали фундаменты под турбогенераторы? - За двое суток четырьмя насосами уклады­вали почти 5000 кубических метров бетона, - от­ветил я. - Так вот, Роман Нестерович, примерно такой объем бетона в сутки позволит нам возвести за­щитное "Укрытие" над четвертым блоком, - ска­зал Усанов. Александр Николаевич показал от руки на­рисованную схемку и небольшую спецификацию подсчета объема монолитного бетона, который может потребоваться для проведения строи­тельства. И дальше продолжил: - Отводится на эту работу два-три месяца. Обстановка на месте очень тяжелая, база строи­тельной индустрии (БСИ) стройки ЧАЭС "зараже­на". Начинать надо с нуля, то есть, с БСИ, подъ­ездных путей, готовиться к приему людей, техни­ки, ну, и так далее. В процессе разговора замминистра три или четыре раза прикуривал сигарету, несколько раз затягивался, в процессе разговора тушил сигаре­ту, затем снова доставал из пачки новую и снова прикуривал. После очередной паузы сказал: "Мы подумали и решили направить вас заместителем по производству к Е. В. Рыгалову. На Чернобыль­ской АЭС нужен молодой человек, знающий стан­цию и особенно такой, который своими руками собирал армоблоки, монтировал их, готовил "по­суду" и производил механизированную укладку бетона". Разговор длился не более 10 минут». В кабинет А.Н.Усанова вошли начальни­ки главков и все приглашенные. Разговор по­шел о формировании стройки УС-605. На этом совещании был составлен «оброк», график- разнарядка по всем предприятиям министер­ства на поставку техники, людей и других ре­сурсов для работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На этом же сове­щании Р.Н.Канюка ознакомили с приказом, под­писанным министром Е. П. Славским о назначе­нии на должность. Результатом визита в министерство для Р.Н.Канюка стало передавшееся и ему состояние тревоги и огромной ответственности за поручен­ную работу. В обмен на это он получил листок бумаги с эскизом будущего объекта «Укрытие» с размерами стен и небольшую спецификацию подсчета объемов монолитного бетона. 28 мая. Р.Н.Канюк прибывает в пионерла­герь «Голубые озера», в 110 километрах от Чер­нобыльской АЭС, и поселяется там. 29 мая. Чернобыль. Автовокзал. Это здание становится местом управления новой строитель­ной организации УС-605. В здании несколько человек, в том числе и генерал Е.В.Рыгалов. По­сле короткого знакомства генерал ставит Канюку первую задачу: за пару дней подготовить здание автовокзала под управление строительства. А дальше все закрутилось, как в калейдоско­пе. На основании схемы и данных, которые пере­дал замминистра Р.Н.Канюк: - наугад, скорее интуитивно, производит об­счет объемов бетонных, арматурных, опалубоч­ных работ, работ по сварке, монтажу из расчета на срок строительства два-три месяца; - готовит документ о закреплении районов за объектами с указанием основных объемов работ. Документ о закреплении районов за объекта­ми Канюк согласовал по телефону с А.Н.Усановым и вместе с Е.В.Рыгаловым выпустил его как приказ № 1 по УС-605. Были организованы 12 строительных райо­нов. Непосредственно на четвертом энергобло­ке работали 1, 2, 3, 4 и 6-й строительные районы, 5-й и 8-й районы занимались изготовлением бе­тона и перегрузкой бетона на узле перегрузки, остальные районы занимались строительством объектов обеспечения вне зоны отчуждения.

1-й строительный район комплектовался из работников Южноуральского Управления стро­ительства и занимался работами с северной сто­роны центрального зала четвертого энергоблока. 2-й район комплектовался из работников УС «Сибхимстрой» и занимался работами по бе­тонированию территории с западной стороны четвертого блока и бетонированию контрфорс- ной стены. 3-й район комплектовался из работников Томского УС «Химстрой» и занимался работами с южной стороны четвертого блока и перекры­тием четвертого блока (наравне с монтажным районом). 4-й район комплектовался из работников СУС города Сосновый Бор Ленинградской области и занимался возведением разделительной стен­ки между третьим и четвертым энергоблоками. 5-й район комплектовался из работников Но­восибирского УС и занимался строительством и эксплуатацией бетонных заводов в 13 киломе­трах от четвертого блока. 6-й район комплектовался из работников Среднеуральского УС и занимался устройством разделительной стенки между третьим и четвер­тым блоками в помещениях третьего блока и бе­тонировал каскадные стенки, затем устройством проходок для установки приборов контроля. 7-й район занимался строительством объек­тов соцкультбыта. 8-й район обслуживал узел перегрузки в 10 километрах от ЧАЭС. 9-й район занимался строительством воен­ных городков в поселке Иванкове. 10-й район занимался строительством баз УПТК и жилпоселком в Иванкове, соответственно в 120 и 60 километрах от ЧАЭС. 11-й район обеспечивал работу бетононасосов. 12-й район занимался дезактивацией строи­тельной техники и оборудования.

Для изготовления и монтажа контрфорсной стенки была привлечена Украинская монтажная организация из Киева - «Укрстальконструкция». Кроме строительных районов, в составе УС-605 были УПТК, УМиАт, УЭС, УВСО, ОРС и дру­гие обслуживающие подразделения. Четко были поделены и зоны ответственности проведения работ: 1. Е.В.Рыгалов - начальник УС-605. Сфера его деятельности: прием и обустройство «ликвида­торов», техники и другие организационные про­блемы. 2. В.Т.Шеянов - главный инженер. Сфера его деятельности: строительство бетонного завода, причала и решения других проблем, связанных с поставками бетона. 3. Р.Н.Канюк - заместитель начальника УС-605, непосредственно отвечает за строитель­ство объекта «Укрытие». Наиболее опасные условия работы были у 2,4 и 6-го районов. Монтажное управление выполняло работы по сооружению «саркофага» и разделительной стенки. Разделение по районам было ориентировоч­ным, так как освобождающиеся мощности и люд­ские ресурсы при необходимости сразу же пере­брасывали в другие районы. Работы по захоронению блока и строитель­ству объекта «Укрытие» предусматривали прово­дить вахтовым методом. Из-за высоких уровней радиации продолжительность вахты не должна превышать двух месяцев. Если исходить из уровней радиации на Чер­нобыльской АЭС в конце мая - начале июня 1986 года, такая длительность вахты - безжалост­ное решение. Работа по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС вносила свои коррективы. Была принята предельно допустимая норма для всех работающих на станции - 25 бэр. При получении этой дозы человека выводили из зоны. Первая вахта. Руководитель - Е.В.Рыгалов, главный инженер - В.Т.Шеянов. Разные люди по характеру и манере поведения. Задача: обо­сноваться, подготовить все, что потребуется для проведения работ. Руководителями служб и под­разделений были: В.М.Бедняков, В.Д.Захаров, В.Е.Булат, Р.Н.Канюк, Г.М.Середа, Е.Н.Коко­рин, А.В.Лукьянов, Б.С.Пономаренко, П.А.Жук, А.И.Бережной, В.М.Аверичев, А.Ф.Лызлов, Н.Л.Черников, М.И.Апакин, В.Г.Плохих, А.А.Бо­гомолов, Г.А.Г ришман, Г.А.Виткин, Л.Ф.Беловодский, Н.К.Шибунин, А.М.Уразаев, Г.Б.Григорьев, С.М.Беляков, В.К.Сперанский, А.Ф.Чемерис, В.М.Федоров, В.И.Юрин, А.М.Волков, И.А.Ер­шов, А.В.Хигер, Э.К.Шишков. Всего в смене было 5076 человек. Смена ре­шала вопросы, связанные с размещением людей, базами, причалами, монтажными площадками, осуществляла первые вылазки в зону, проводила разведку на месте проведения работ, созданием медицинских пунктов, обеспечением работни­ков питанием. Спорили о надежности конструкций опор и решали массу других проблем, необходимых для расчетов и конструирования. Строители соз­давали базу: бытовые городки, бетонные заводы, причалы, разгрузочные эстакады, базы монтаж­ных организаций, столовые, зоны дезактивации и массу других сооружений, без которых не мог начаться штурм. Конец мая-июнь были исполь­зованы для подготовки строительства объекта «Укрытие». Одна из главнейших задач в начальный пери­од для УС-605 - создание базы строительной ин­дустрии (БСИ). Работы по организации БСИ и пе­реработке приходящих грузов осложнялись тем, что использовать существующую местную мощ­ную строительную базу и подъездные железно­дорожные пути было совершенно невозможно из-за сильного радиационного заражения, и все попытки хоть как-то использовать эту базу не увенчались успехом. Нужно было все создавать заново. В сжатые сроки необходимо было смонтиро­вать бетонный завод, способный покрыть огром­ные потребности в бетоне. Местная железнодо­рожная станция не могла справиться с потоком грузов, лавиной хлынувших со всей страны. И потому первоначальная задача: за 15 дней рас­ширить путевое хозяйство, чтобы принимать не­сколько составов цемента в сутки. Параллельно с этим велись разработка про­ектов и сразу, «с листа», строительство бетонных заводов с причалом и насосной станцией, базы УПТК в Тетереве, жилых городков в Иванкове, пункта перегрузки чистого бетона в миксеры, работавших в грязной зоне, площадок для мон­тажа кранов, строительство санпропускников. Одновременно возводили щитовые домики, пол­ностью обеспеченные сантехническими устрой­ствами. Расширяли разгрузочные емкости по же­лезной дороге, так станция Тетерев была расши­рена по путям в 5-7 раз. Построена эстакада для разгрузки цемента, огромный гараж для транс­порта. Дороги день и ночь, как кровеносные артерии, работали, соединяя железную дорогу с объектом. Все сооружения вводили поэтапно и в кратчайшие сроки. При возведении базы стройиндустрии на рас­стоянии 10 километров от ЧАЭС радиацион­ный фон на поверхности земли составлял 300- 400 мР/ч. Использовали бульдозер, который сре­зал около 50 сантиметров грунта на достаточно большой площади. Затем уже на чистом месте возводили базы, бетонные заводы, рядом строи­ли санпропускники. И на каждой оперативке рас­сматривали вопросы, связанные с ускорением строительства. Одно другому не мешало. Было решено в самые сжатые сроки постро­ить мощный завод, способный удовлетворять потребность в бетоне по объему и нужного каче­ства при транспортировке смеси по трубопрово­дам на расстояние более 500 метров. Выбор пал на отечественный бетонный завод непрерывно­го действия - СБ-109. Строительство шло умопомрачительными темпами. От начала выбора площадки и проекти­рования до пуска завода производительностью 120 кубических м/ч прошло всего полтора меся­ца! За это же время были построены причал для приема барж со щебнем и песком, склад инерт­ных материалов, оборудованный необходимой техникой, автодорога от причала до бетонного завода протяженностью около семи километров. 15 июля завод выдал свою первую продукцию, а к середине августа вышел на производитель­ность 5500 кубических метров в сутки. Это столь­ко, сколько Северное управление строительства (СУС) Соснового Бора выдавало за месяц в доаварийные времена. Всем нашлась работа. Одному подразделению поручено организовать базу автомобильного транспорта, другому - строительство бетонных заводов. Одновременно подготавливали спецтехнику - бетононасосы, строили перегрузочные эстакады. Шла громадная подготовительная ра­бота по возведению «саркофага». На «голом» месте были созданы базы для при­ема и отгрузки материалов, склады, площадки, а также базы для автохозяйств и механизмов. Одним из оригинальных решений стало стро­ительство в считанные дни и часы железнодо­рожной эстакады на подъездных путях станции Тетерев для разгрузки вагонов (хопров) с це­ментом. Здесь одновременно непосредственно в цементовозы разгружали два хопра. Масшта­бы строительства (все вдруг и сразу) поражают. Идет круглосуточная работа бригад по подаче и разгрузке вагонов. Около ста цементовозов курсируют из Тетерева в Чернобыль (расстояние около 120 километров) ежесуточно туда и обрат­но и перевозят до 1500-1700 тонн цемента, необ­ходимых для обеспечения бесперебойной рабо­ты бетонных заводов. В свою очередь, бетонные заводы тоже за сутки изготавливали до 5000 ку­бических метров бетона, а сотни бетоновозов доставляли его на строительство «саркофага». Таких объемов производства бетона на одном объекте предприятия подобного типа еще не до­стигали. Из-за усталости и переутомления бывали и происшествия. Переворачивались бетоновозы-смесители, цементовозы. Один водитель цемен­товоза в ночное время заснул за рулем по пути в Чернобыль. Машина на скорости съехала с до­роги, протаранила стену двухкомнатной хаты, въехала в первую комнату и остановилась. В дру­гой комнате спали хозяева. К счастью, обошлось без жертв. Однако дом пришлось срочно восста­навливать. Для обеспечения такими объемами мате­риальных ресурсов из многих предприятий Минсредмаша были мобилизованы опытные организаторы снабжения, водители и экипажы машин и механизмов. Круглосуточно работали несколько сот бетоновозов, цементовозов, боль­шегрузных и специальных машин, а также все­возможные механизмы, чтобы принять и разгру­зить в сутки до ста вагонов с грузами, развести все по базам, расположенным недалеко от Чер­нобыльской АЭС. Приготовление бетона в больших количе­ствах породило проблему его вывоза в «грязную» зону. Для этого была построена эстакада. Чистые бетоновозы и самосвалы заезжали на грунтовую эстакаду высотой 9,5 метров от уровня земли и сваливали бетон в бункера с затворами, снизу эстакады заходили «грязные» бетоновозы, рабо­тавшие в зоне ЧАЭС, где их загружали бетонной смесью из бункеров. Вот мнение машиниста кра­на В.Н.Маркова: «Пункт разделял бетоновозы на "чистые" и "грязные". Кто проектировал - не знаю, но мысль гениальная». Вот как было найдено решение. Вспоминает В.М.Бедняков (из книги А. Бе­ляева «Цемент марки "Средмаш"»): «Принять 115 тысяч тонн цемента, разгрузить его из же­лезнодорожных вагонов-контейнеров, не имея механизированных складов, было невозможно, а построить такие склады в заданные сроки было нереально. Решение нашли, как всегда, случай­но. У станции Волга мы увидели старую, зарос­шую кустами железнодорожную эстакаду, на ко­торой когда-то селяне разгружали из вагонов комбикорма. Остановились, полазили и решили, что, имея в Тетереве один железнодорожный путь, поднятый на высокой насыпи, мы могли бы построить эстакаду для приемки цемента. Мы вернулись на станцию Тетерев, обмерили пути, проверили заброшенную автодорогу к этому ме­сту, а вечером того же дня закипели проектные работы. На следующий день мы имели для себя доволь­но ясную картину. Надо было построить четыре мощные железобетонные опоры, смонтировать металлические мостовые конструкции (решетки) из двухтавровых балок высотой 55 сантиметров, и по ним продлить поднятый железнодорожный путь. Оборудовать надежные упоры в тупике и тем самым обеспечить одновременную подачу трех вагонов хопров с цементом на эту эстакаду. Загрузку шести автоцементовозов цементом не­посредственно из вагонов можно было осуще­ствить через нижние люки, используя брезенто­вые рукава, чтобы избежать разлета цементной пыли по всей территории. Дело было довольно рискованным, но и выхода другого не было». Одновременно надо было проложить бетон­ную дорогу длиной 800 метров, чтобы пропу­скать за сутки 75 автоцементовозов с цементом. Решение было принято, выполнение этих работ было поручено участку В. А. Любшина (1 СМТ). Срок строительства - 10 дней, к пуску бетонно­го завода в Чернобыле. Заказы на металлоконструкции железнодо­рожного моста были размещены на Житомир­ском заводе металлоконструкций. На заводе были прекращены работы по всем заказам, и за четыре дня круглосуточной работы конструкции были изготовлены. Сложней оказалось с бетонированием опор. Где взять товарный бетон? Вспоминает В. М. Бедняков (из книги А. Беля­ева «Цемент марки "Средмаш"»): «Выход из по­ложения нашел В. П. Высотин, организовавший изготовление бетона непосредственно в бето­новозах - "миксерах" на базе "КамАЗа". Загруз­ку цемента, щебня и песка стали производить экскаваторами, ковши которых являлись одно­временно дозаторами цемента и инертных ма­териалов. Загрузку проводили через бункер, который для этой работы изготовили сами. Ра­ботали круглосуточно и на эстакаде, и на доро­ге, и к концу восьмого дня тепловоз поставил первые шесть вагонов с цементом под погрузку. Первые автоцементовозы, серые от цементной пыли, ушли по новой дороге на бетонные заводы УС-605 в город Чернобыль. Эстакада выдержала разгрузку почти 2000 выгонов с цементом, ни разу не сорвав бетонирование конструкций для "саркофага"». Аналогичным способом, только с помощью кранов, выполняли на этом комплексе и пере­грузку других грузов, большим потоком шедших на строительство объекта «Укрытие».

Но и это еще не все.

В течение одного месяца был построен целый комплекс перегрузочного узла с необходимыми раздевалками, санпропускниками, медпунктом, столовой, туалетами и другими бытовыми усло­виями для нормального функционирования узла. Ввод в эксплуатацию комплекса сразу снял массу проблем по транспортировке больших объемов бетона и других грузов в «грязную» зону.

Информация с сайта: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6705

Источник: http://mchsrf.ru/news/414958-chernobyil-neobyyavlennaya-voyna.html