Презентация книги Е.В.Миронова «Чернобыль: необъявленная война» состоялась в Сосновоборской городской библиотеке 20 апреля 2016 г. Участники встречи собрались, чтобы поговорить о книге Е.В.Миронова «Чернобыль: необъявленная война» с людьми, которые уже знают эту книгу, с людьми которые принимали участие в написании этой книги или имеют отношение к ее переизданию. А также чтобы презентовать её тем людям, которым она пока не знакома. Эту книгу нужно прочесть! Почему, спросите вы? Ответим словами автора книги:
«Для того чтобы
сегодня
знать, что делать, а
завтра
не выяснять, кто был виноват
вчера!»
/Е.В.Миронов/
Сегодня мы публикуем выдержки этого честного свидетельства событий тридцатилетней давности. Автор рассуждает о приоритетах, выбранных в качестве основных при проведении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Как ученый и гражданин своей страны он задается вопросом: что важнее - здоровье и жизнь людей или энергетическая мощь великой державы? И приходит к выводу: чернобыльская авария - это крупнейшая техногенная авария мирного времени, которую превратили в настоящую войну, в которой есть и эвакуации населения, скота и птицы, и мобилизация резервистов, и битва за «саркофаг», и брошенный город, и массовый героизм людей, и огромные потери в «живой силе и технике».
Об автореЕвгений Васильевич Миронов родился в январе 1939 года в Ленинграде в семье рабочих. В конце 1941 года вместе с заводом «Красный Треугольник», на котором работали его родители, был эвакуирован из блокированного врагом Ленинграда.После снятия блокады семья Мироновых вернулась в Ленинград. Вернулся из эвакуации и завод «Красный Треугольник». Окончив школу, Евгений работал лаборантом в химической лаборатории завода и одновременно учился в химико-технологическом техникуме.В 1961 году он уехал в Северодвинск. Там Евгений работал лаборантом-химиком и, как говорил он сам,«дослужился до звания старшего лаборанта». Именно в Северодвинске началась его работа, связанная с атомной энергетикой.С 1973 года Е. В. Миронов жил в городе Сосновый Бор. Работал в 972-м отделе ВНИПИЭТ (до 1976 года - ГИКИ) в должности инженера, затем - старшего инженера. Без отрыва от работы в 1977 году Евгений Васильевич окончил Северо-Западный заочный политехнический институт. В 1980 году он успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, стал старшим научным сотрудником ВНИПИЭТ. Позже Евгений Васильевич стал начальником Бюро хими ко-технологического сопровождения процессов дезактивации, которые проходили испытания на стендах отдела.Неоднократно Е. В. Миронов выезжал в командировки на Дальний Восток в составе группы сотрудников института, целью которых было устранение внештатных ситуаций на АПЛ.После катастрофы, происшедшей 26 апреля 1986 года на четвертом блоке Чернобыльской АЭС, Евгений Васильевич был срочно командирован на ЧАЭС старшим бригады сотрудников института. Там он занимался подготовкой города Припяти к дезактивации.В октябре-ноябре 1987 года он вновь был командирован на ЧАЭС. Предстояла подготовка дезактивации помещений и оборудования третьего энергоблока.С октября 1990 года по 31 декабря 1991 года Евгений Васильевич работал в городе Припяти начальником отдела технологического и радиационного контроля, занимался дозиметрической разведкой разных областей Украины.В 1992 году Е. В. Миронов вернулся в Ленинград, работал на разных должностях в государственных и коммерческих структурах.В этот период времени Евгений Васильевич стал часто болеть. Считается, что болезнь Е. В. Миронова связана с полученными дозами радиационного облучения.Евгения Васильевича Миронова не стало 3 июля 2014 года.
Глава 3. "Битва за саркофаг"
Действующие лица и организации: Б.Е.Щербина - председатель Правительственной комиссии, заместитель Председателя Совета Министров СССР. Ему на смену приезжали И.С.Силаев, Ю.К.Семенов, Г.Г.Ведерников, В.И.Воронин, В.Г.Маслюков, В.К.Гусев, Е.П.Славский - министр среднего машиностроения, Л.Д.Рябев - замминистра среднего машиностроения, И.А.Беляев - начальник управления министерства среднего машиностроения, К.Н.Москвин - начальник 17 ГУ, A.Н.Усанов - заместитель министра среднего машиностроения по строительству, Л.В.Забияка - главный инженер 17 ГУ, B.И.Рудаков - начальник 12 ГУ, В.С.Андриянов - главный инженер монтажного ГУ, В.А.Легасов - академик, Е.В.Рыгалов - начальник УС-605 первой вахты, В.Т.Шеянов - главный инженер УС-605 первой вахты, Р.Н.Канюк - заместитель начальника УС-605 первой вахты, Г.Д.Лыков - начальник УС-605 второй вахты, В.П.Дроздов - начальник УС-605 третьей вахты, П.Н.Сафронов - заместитель начальника УС-605 третьей вахты, Е.П.Павкин - главный механик УС-605, Ю.Ф.Юрченко - директор НИКИМТ (Научно- исследовательский и конструкторский институт монтажных технологий) В.А.Курносов - главный инженер ВНИПИЭТ (Всесоюзный и научно-исследовательский и проектный институт энергетических технологий), В.М.Багрянский - заместитель главного инженера ВНИПИЭТ, Е.В.Цуриков - главный инженер-конструктор, И.К.Моисеев, С.С.Меркурьев, И.И.Белицкий, Ю.Н.Сорбин, В.А.Иванов и другие специалисты-проектировщики ВНИПИЭТ, геодезисты: В.И.Зайцев и другие, Е.Н.Корсун - заместитель министра Минэнерго, В.П.Гора - начальник стройки на ЧАЭС со стороны Минэнерго, В.И.Завидий - бригадир коллектива из 73 человек, будущий Герой Социалистического Труда, и многие, многие другие строители и рабочие, машинисты бетононасосов и водители автобетоновозов, армия, активно участвовавшая в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, «партизаны»» - военнослужащие, призванные из запаса для работ на Чернобыльской АЭС и многие другие, кто прямо или косвенно помогали в строительстве объекта «Укрытие».
До аварии на Чернобыльской АЭС Роман Нестерович Канюк руководил подразделением, которое занималось строительством второго и третьего энергоблоков Игналинской АЭС в Литве. Неожиданно из Министерства среднего машиностроения на его имя пришел вызов. Вызывал замминистра по строительству А.Н.Усанов. Из воспоминаний Р.Н.Канюка, заместителя начальника УС-605: «А.Н.Усанов, руководители главков и другие специалисты только два дня как возвратились из командировки на место чернобыльской аварии. В министерстве обстановка тревоги и собранности одновременно. А.Н.Усанов принял меня до начала совещания. После короткого приветствия замминистра неожиданно спросил: - Роман Викторович, за сколько дней на Игналинской АЭС вы бетонировали фундаменты под турбогенераторы? - За двое суток четырьмя насосами укладывали почти 5000 кубических метров бетона, - ответил я. - Так вот, Роман Нестерович, примерно такой объем бетона в сутки позволит нам возвести защитное "Укрытие" над четвертым блоком, - сказал Усанов. Александр Николаевич показал от руки нарисованную схемку и небольшую спецификацию подсчета объема монолитного бетона, который может потребоваться для проведения строительства. И дальше продолжил: - Отводится на эту работу два-три месяца. Обстановка на месте очень тяжелая, база строительной индустрии (БСИ) стройки ЧАЭС "заражена". Начинать надо с нуля, то есть, с БСИ, подъездных путей, готовиться к приему людей, техники, ну, и так далее. В процессе разговора замминистра три или четыре раза прикуривал сигарету, несколько раз затягивался, в процессе разговора тушил сигарету, затем снова доставал из пачки новую и снова прикуривал. После очередной паузы сказал: "Мы подумали и решили направить вас заместителем по производству к Е. В. Рыгалову. На Чернобыльской АЭС нужен молодой человек, знающий станцию и особенно такой, который своими руками собирал армоблоки, монтировал их, готовил "посуду" и производил механизированную укладку бетона". Разговор длился не более 10 минут». В кабинет А.Н.Усанова вошли начальники главков и все приглашенные. Разговор пошел о формировании стройки УС-605. На этом совещании был составлен «оброк», график- разнарядка по всем предприятиям министерства на поставку техники, людей и других ресурсов для работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На этом же совещании Р.Н.Канюка ознакомили с приказом, подписанным министром Е. П. Славским о назначении на должность. Результатом визита в министерство для Р.Н.Канюка стало передавшееся и ему состояние тревоги и огромной ответственности за порученную работу. В обмен на это он получил листок бумаги с эскизом будущего объекта «Укрытие» с размерами стен и небольшую спецификацию подсчета объемов монолитного бетона. 28 мая. Р.Н.Канюк прибывает в пионерлагерь «Голубые озера», в 110 километрах от Чернобыльской АЭС, и поселяется там. 29 мая. Чернобыль. Автовокзал. Это здание становится местом управления новой строительной организации УС-605. В здании несколько человек, в том числе и генерал Е.В.Рыгалов. После короткого знакомства генерал ставит Канюку первую задачу: за пару дней подготовить здание автовокзала под управление строительства. А дальше все закрутилось, как в калейдоскопе. На основании схемы и данных, которые передал замминистра Р.Н.Канюк: - наугад, скорее интуитивно, производит обсчет объемов бетонных, арматурных, опалубочных работ, работ по сварке, монтажу из расчета на срок строительства два-три месяца; - готовит документ о закреплении районов за объектами с указанием основных объемов работ. Документ о закреплении районов за объектами Канюк согласовал по телефону с А.Н.Усановым и вместе с Е.В.Рыгаловым выпустил его как приказ № 1 по УС-605. Были организованы 12 строительных районов. Непосредственно на четвертом энергоблоке работали 1, 2, 3, 4 и 6-й строительные районы, 5-й и 8-й районы занимались изготовлением бетона и перегрузкой бетона на узле перегрузки, остальные районы занимались строительством объектов обеспечения вне зоны отчуждения.
1-й строительный район комплектовался из работников Южноуральского Управления строительства и занимался работами с северной стороны центрального зала четвертого энергоблока. 2-й район комплектовался из работников УС «Сибхимстрой» и занимался работами по бетонированию территории с западной стороны четвертого блока и бетонированию контрфорс- ной стены. 3-й район комплектовался из работников Томского УС «Химстрой» и занимался работами с южной стороны четвертого блока и перекрытием четвертого блока (наравне с монтажным районом). 4-й район комплектовался из работников СУС города Сосновый Бор Ленинградской области и занимался возведением разделительной стенки между третьим и четвертым энергоблоками. 5-й район комплектовался из работников Новосибирского УС и занимался строительством и эксплуатацией бетонных заводов в 13 километрах от четвертого блока. 6-й район комплектовался из работников Среднеуральского УС и занимался устройством разделительной стенки между третьим и четвертым блоками в помещениях третьего блока и бетонировал каскадные стенки, затем устройством проходок для установки приборов контроля. 7-й район занимался строительством объектов соцкультбыта. 8-й район обслуживал узел перегрузки в 10 километрах от ЧАЭС. 9-й район занимался строительством военных городков в поселке Иванкове. 10-й район занимался строительством баз УПТК и жилпоселком в Иванкове, соответственно в 120 и 60 километрах от ЧАЭС. 11-й район обеспечивал работу бетононасосов. 12-й район занимался дезактивацией строительной техники и оборудования.
Для изготовления и монтажа контрфорсной стенки была привлечена Украинская монтажная организация из Киева - «Укрстальконструкция». Кроме строительных районов, в составе УС-605 были УПТК, УМиАт, УЭС, УВСО, ОРС и другие обслуживающие подразделения. Четко были поделены и зоны ответственности проведения работ: 1. Е.В.Рыгалов - начальник УС-605. Сфера его деятельности: прием и обустройство «ликвидаторов», техники и другие организационные проблемы. 2. В.Т.Шеянов - главный инженер. Сфера его деятельности: строительство бетонного завода, причала и решения других проблем, связанных с поставками бетона. 3. Р.Н.Канюк - заместитель начальника УС-605, непосредственно отвечает за строительство объекта «Укрытие». Наиболее опасные условия работы были у 2,4 и 6-го районов. Монтажное управление выполняло работы по сооружению «саркофага» и разделительной стенки. Разделение по районам было ориентировочным, так как освобождающиеся мощности и людские ресурсы при необходимости сразу же перебрасывали в другие районы. Работы по захоронению блока и строительству объекта «Укрытие» предусматривали проводить вахтовым методом. Из-за высоких уровней радиации продолжительность вахты не должна превышать двух месяцев. Если исходить из уровней радиации на Чернобыльской АЭС в конце мая - начале июня 1986 года, такая длительность вахты - безжалостное решение. Работа по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС вносила свои коррективы. Была принята предельно допустимая норма для всех работающих на станции - 25 бэр. При получении этой дозы человека выводили из зоны. Первая вахта. Руководитель - Е.В.Рыгалов, главный инженер - В.Т.Шеянов. Разные люди по характеру и манере поведения. Задача: обосноваться, подготовить все, что потребуется для проведения работ. Руководителями служб и подразделений были: В.М.Бедняков, В.Д.Захаров, В.Е.Булат, Р.Н.Канюк, Г.М.Середа, Е.Н.Кокорин, А.В.Лукьянов, Б.С.Пономаренко, П.А.Жук, А.И.Бережной, В.М.Аверичев, А.Ф.Лызлов, Н.Л.Черников, М.И.Апакин, В.Г.Плохих, А.А.Богомолов, Г.А.Г ришман, Г.А.Виткин, Л.Ф.Беловодский, Н.К.Шибунин, А.М.Уразаев, Г.Б.Григорьев, С.М.Беляков, В.К.Сперанский, А.Ф.Чемерис, В.М.Федоров, В.И.Юрин, А.М.Волков, И.А.Ершов, А.В.Хигер, Э.К.Шишков. Всего в смене было 5076 человек. Смена решала вопросы, связанные с размещением людей, базами, причалами, монтажными площадками, осуществляла первые вылазки в зону, проводила разведку на месте проведения работ, созданием медицинских пунктов, обеспечением работников питанием. Спорили о надежности конструкций опор и решали массу других проблем, необходимых для расчетов и конструирования. Строители создавали базу: бытовые городки, бетонные заводы, причалы, разгрузочные эстакады, базы монтажных организаций, столовые, зоны дезактивации и массу других сооружений, без которых не мог начаться штурм. Конец мая-июнь были использованы для подготовки строительства объекта «Укрытие». Одна из главнейших задач в начальный период для УС-605 - создание базы строительной индустрии (БСИ). Работы по организации БСИ и переработке приходящих грузов осложнялись тем, что использовать существующую местную мощную строительную базу и подъездные железнодорожные пути было совершенно невозможно из-за сильного радиационного заражения, и все попытки хоть как-то использовать эту базу не увенчались успехом. Нужно было все создавать заново. В сжатые сроки необходимо было смонтировать бетонный завод, способный покрыть огромные потребности в бетоне. Местная железнодорожная станция не могла справиться с потоком грузов, лавиной хлынувших со всей страны. И потому первоначальная задача: за 15 дней расширить путевое хозяйство, чтобы принимать несколько составов цемента в сутки. Параллельно с этим велись разработка проектов и сразу, «с листа», строительство бетонных заводов с причалом и насосной станцией, базы УПТК в Тетереве, жилых городков в Иванкове, пункта перегрузки чистого бетона в миксеры, работавших в грязной зоне, площадок для монтажа кранов, строительство санпропускников. Одновременно возводили щитовые домики, полностью обеспеченные сантехническими устройствами. Расширяли разгрузочные емкости по железной дороге, так станция Тетерев была расширена по путям в 5-7 раз. Построена эстакада для разгрузки цемента, огромный гараж для транспорта. Дороги день и ночь, как кровеносные артерии, работали, соединяя железную дорогу с объектом. Все сооружения вводили поэтапно и в кратчайшие сроки. При возведении базы стройиндустрии на расстоянии 10 километров от ЧАЭС радиационный фон на поверхности земли составлял 300- 400 мР/ч. Использовали бульдозер, который срезал около 50 сантиметров грунта на достаточно большой площади. Затем уже на чистом месте возводили базы, бетонные заводы, рядом строили санпропускники. И на каждой оперативке рассматривали вопросы, связанные с ускорением строительства. Одно другому не мешало. Было решено в самые сжатые сроки построить мощный завод, способный удовлетворять потребность в бетоне по объему и нужного качества при транспортировке смеси по трубопроводам на расстояние более 500 метров. Выбор пал на отечественный бетонный завод непрерывного действия - СБ-109. Строительство шло умопомрачительными темпами. От начала выбора площадки и проектирования до пуска завода производительностью 120 кубических м/ч прошло всего полтора месяца! За это же время были построены причал для приема барж со щебнем и песком, склад инертных материалов, оборудованный необходимой техникой, автодорога от причала до бетонного завода протяженностью около семи километров. 15 июля завод выдал свою первую продукцию, а к середине августа вышел на производительность 5500 кубических метров в сутки. Это столько, сколько Северное управление строительства (СУС) Соснового Бора выдавало за месяц в доаварийные времена. Всем нашлась работа. Одному подразделению поручено организовать базу автомобильного транспорта, другому - строительство бетонных заводов. Одновременно подготавливали спецтехнику - бетононасосы, строили перегрузочные эстакады. Шла громадная подготовительная работа по возведению «саркофага». На «голом» месте были созданы базы для приема и отгрузки материалов, склады, площадки, а также базы для автохозяйств и механизмов. Одним из оригинальных решений стало строительство в считанные дни и часы железнодорожной эстакады на подъездных путях станции Тетерев для разгрузки вагонов (хопров) с цементом. Здесь одновременно непосредственно в цементовозы разгружали два хопра. Масштабы строительства (все вдруг и сразу) поражают. Идет круглосуточная работа бригад по подаче и разгрузке вагонов. Около ста цементовозов курсируют из Тетерева в Чернобыль (расстояние около 120 километров) ежесуточно туда и обратно и перевозят до 1500-1700 тонн цемента, необходимых для обеспечения бесперебойной работы бетонных заводов. В свою очередь, бетонные заводы тоже за сутки изготавливали до 5000 кубических метров бетона, а сотни бетоновозов доставляли его на строительство «саркофага». Таких объемов производства бетона на одном объекте предприятия подобного типа еще не достигали. Из-за усталости и переутомления бывали и происшествия. Переворачивались бетоновозы-смесители, цементовозы. Один водитель цементовоза в ночное время заснул за рулем по пути в Чернобыль. Машина на скорости съехала с дороги, протаранила стену двухкомнатной хаты, въехала в первую комнату и остановилась. В другой комнате спали хозяева. К счастью, обошлось без жертв. Однако дом пришлось срочно восстанавливать. Для обеспечения такими объемами материальных ресурсов из многих предприятий Минсредмаша были мобилизованы опытные организаторы снабжения, водители и экипажы машин и механизмов. Круглосуточно работали несколько сот бетоновозов, цементовозов, большегрузных и специальных машин, а также всевозможные механизмы, чтобы принять и разгрузить в сутки до ста вагонов с грузами, развести все по базам, расположенным недалеко от Чернобыльской АЭС. Приготовление бетона в больших количествах породило проблему его вывоза в «грязную» зону. Для этого была построена эстакада. Чистые бетоновозы и самосвалы заезжали на грунтовую эстакаду высотой 9,5 метров от уровня земли и сваливали бетон в бункера с затворами, снизу эстакады заходили «грязные» бетоновозы, работавшие в зоне ЧАЭС, где их загружали бетонной смесью из бункеров. Вот мнение машиниста крана В.Н.Маркова: «Пункт разделял бетоновозы на "чистые" и "грязные". Кто проектировал - не знаю, но мысль гениальная». Вот как было найдено решение. Вспоминает В.М.Бедняков (из книги А. Беляева «Цемент марки "Средмаш"»): «Принять 115 тысяч тонн цемента, разгрузить его из железнодорожных вагонов-контейнеров, не имея механизированных складов, было невозможно, а построить такие склады в заданные сроки было нереально. Решение нашли, как всегда, случайно. У станции Волга мы увидели старую, заросшую кустами железнодорожную эстакаду, на которой когда-то селяне разгружали из вагонов комбикорма. Остановились, полазили и решили, что, имея в Тетереве один железнодорожный путь, поднятый на высокой насыпи, мы могли бы построить эстакаду для приемки цемента. Мы вернулись на станцию Тетерев, обмерили пути, проверили заброшенную автодорогу к этому месту, а вечером того же дня закипели проектные работы. На следующий день мы имели для себя довольно ясную картину. Надо было построить четыре мощные железобетонные опоры, смонтировать металлические мостовые конструкции (решетки) из двухтавровых балок высотой 55 сантиметров, и по ним продлить поднятый железнодорожный путь. Оборудовать надежные упоры в тупике и тем самым обеспечить одновременную подачу трех вагонов хопров с цементом на эту эстакаду. Загрузку шести автоцементовозов цементом непосредственно из вагонов можно было осуществить через нижние люки, используя брезентовые рукава, чтобы избежать разлета цементной пыли по всей территории. Дело было довольно рискованным, но и выхода другого не было». Одновременно надо было проложить бетонную дорогу длиной 800 метров, чтобы пропускать за сутки 75 автоцементовозов с цементом. Решение было принято, выполнение этих работ было поручено участку В. А. Любшина (1 СМТ). Срок строительства - 10 дней, к пуску бетонного завода в Чернобыле. Заказы на металлоконструкции железнодорожного моста были размещены на Житомирском заводе металлоконструкций. На заводе были прекращены работы по всем заказам, и за четыре дня круглосуточной работы конструкции были изготовлены. Сложней оказалось с бетонированием опор. Где взять товарный бетон? Вспоминает В. М. Бедняков (из книги А. Беляева «Цемент марки "Средмаш"»): «Выход из положения нашел В. П. Высотин, организовавший изготовление бетона непосредственно в бетоновозах - "миксерах" на базе "КамАЗа". Загрузку цемента, щебня и песка стали производить экскаваторами, ковши которых являлись одновременно дозаторами цемента и инертных материалов. Загрузку проводили через бункер, который для этой работы изготовили сами. Работали круглосуточно и на эстакаде, и на дороге, и к концу восьмого дня тепловоз поставил первые шесть вагонов с цементом под погрузку. Первые автоцементовозы, серые от цементной пыли, ушли по новой дороге на бетонные заводы УС-605 в город Чернобыль. Эстакада выдержала разгрузку почти 2000 выгонов с цементом, ни разу не сорвав бетонирование конструкций для "саркофага"». Аналогичным способом, только с помощью кранов, выполняли на этом комплексе и перегрузку других грузов, большим потоком шедших на строительство объекта «Укрытие».
Но и это еще не все.
В течение одного месяца был построен целый комплекс перегрузочного узла с необходимыми раздевалками, санпропускниками, медпунктом, столовой, туалетами и другими бытовыми условиями для нормального функционирования узла. Ввод в эксплуатацию комплекса сразу снял массу проблем по транспортировке больших объемов бетона и других грузов в «грязную» зону.
Информация с сайта: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6705