Количество жалоб потребителей финансовых услуг в первом полугодии, направленных в Банк России, выросло на 15,2% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, что в основном было связано "с заявлениями о реструктуризации из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации в стране", говорится в сообщении регулятора.
Однако к июню ситуация пришла в норму как в связи с естественным снижением запросов на реструктуризацию, так и с разъяснениями Банка России порядка использования кредитных каникул.
Всего в январе-июне россияне направили в ЦБ РФ 148,4 тыс. жалоб. Из них в отношении банков было подано 106,6 тыс. заявлений (рост на 44,1% по сравнению с январем-июнем 2019 года).
"Основной прирост по этим категориям был в апреле 2020 года за счет вопросов, возникших из-за последствий пандемии, например, реструктуризации кредитов", - говорится в сообщении ЦБ РФ.
Количество жалоб на потребительское кредитование выросло в 1,6 раза, ипотечное - в 2,4 раза, кредитование юридических лиц - в 9,9 раза.
Количество жалоб на микрофинансовые организации в первом полугодии сократилось на 12% по сравнению с январем-июнем 2019 года, до 12,3 тыс. Наиболее значительно снизилось число жалоб на действия по возврату задолженности по договору микрозайма - на 43,5%. Это стало результатом проведения Банком России целевых мероприятий поведенческого надзора.
При этом в отношении страховщиков было подано на 34,7% жалоб меньше, чем в первом полугодии 2019 года - всего 15 тыс. заявлений. Из них большая часть касалась споров по ОСАГО (12 тыс.). В январе-июне поступило 1,3 тыс. жалоб, связанных с мисселингом (введением потребителя в заблуждение - ИФ). Более половины заявлений о мисселинге касались полисов инвестиционного страхования жизни.
Число жалоб на участников рынка коллективных инвестиций в январе-июне снизилось на 3,7%, участников корпоративных отношений - на 39,4%. Всплеск жалоб на профучастников рынка ценных бумаг на 70,8% вызван последствиями резкого падения цены и остановки торгов фьючерсными контрактами на американскую нефть WTI на торгах "Московской биржи" 20 апреля. Без учета жалоб, связанных с этой ситуацией, рост в первом полугодии 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года составил бы менее 5%.