Крупнейшие алмазодобывающие компании в несколько раз увеличили продажи сырья после падения реализации до минимума в период пандемии. Российская АЛРОСА продала в августе в шесть раз больше, чем в июле. Однако, полагают в компании, о полноценном восстановлении рынка говорить рано. По оценкам аналитиков, продажи алмазодобытчиков останутся существенно ниже прошлогодних как минимум до конца третьего квартала из-за высоких складских запасов и слабого спроса. Загрузка огранщиков в Индии, на крупнейшем рынке, пока не превышает и 30%.
Мировые лидеры алмазодобычи заявляют о постепенном оживлении рынка после фактической остановки продаж из-за карантинных мер. 11 сентября Anglo American cообщила, что принадлежащий ей крупнейший мировой производитель алмазов De Beers в ходе седьмой торговой сессии (с 19 августа по 10 сентября включительно) выручил $320?млн, что почти в три раза выше показателя предыдущего цикла продаж, с 27 июля по 13 августа ($116?млн). Годом ранее объем реализации De Beers за седьмой цикл составил $287?млн. Глава De Beers Брюс Кливер объяснил рост продаж смягчением карантинных ограничений. По его словам, настроение в отрасли стало более позитивным: ювелиры на ключевых потребительских рынках США и Китая в преддверии зимнего праздничного сезона обретают уверенность, чему способствует высокий спрос на свадебные ювелирные изделия с бриллиантами на всех рынках. Однако восстановление находится еще на ранней стадии, отметил он.
АЛРОСА, крупнейший российский производитель алмазов, оказалась одной из наиболее пострадавших от COVID-19 горнодобывающих компаний в России. В апреле продажи компании?упали до минимума?($15,6?млн). В мае была остановлена добыча на низкомаржинальных руднике Айхал и карьере ?Заря?, по итогам полугодия АЛРОСА?не заплатила дивиденды, показав отрицательный денежный поток. По сравнению с июлем продажи алмазов и бриллиантов в августе увеличились в шесть раз, до $216,7?млн.?
Всего за первые восемь месяцев 2020 года продажи алмазно-бриллиантовой продукции АЛРОСА составили $1,2?млрд против $2,1?млрд за тот же период 2019 года.
Говорить о полноценном восстановлении рынка пока рано, говорят в АЛРОСА: компания находится лишь в его начале. ?Многое зависит от того, каким рынок будет в осенние месяцы, во время подготовки к праздничному сезону, и какими будут продажи украшений в праздничный сезон,? пояснили ?Ъ? в компании.? Но в любом случае потребление ювелирных украшений с бриллиантами в этом году будет значительно ниже уровней 2018?2019 годов, а именно конечный спрос определяет темпы восстановления?. По словам представителя компании, производственные планы на 2021 год еще пока в стадии проработки, поэтому говорить о восстановлении полноценной работы на Айхале, Верхне-Мунском месторождении, ?Севералмазе?, ?Заре? и ?Зарнице? пока рано.
De Beers и АЛРОСА разрешали клиентам частично или полностью отказываться от заявленного объема выкупа алмазов в ходе сессий. ??Судя по результатам августовских продаж, принятые меры поддержки приносят свои результаты,? говорят в АЛРОСА.? Компания еще не приняла решение по условиям следующей торговой сессии, но мы по-прежнему будем ориентироваться прежде всего на уровень реального спроса со стороны рынка и следовать стратегии price over volume?.
По оценкам ?ВТБ Капитала?, продажи алмазодобытчиков останутся существенно ниже прошлогодних как минимум до конца третьего квартала. Индия, являющаяся центром мировой огранки, загружена не более чем на 30%, что означает отсутствие роста продаж до октября. При этом запасы в огранке находятся на высоком уровне, а спрос в США, на крупнейшем рынке сбыта ювелирных изделий, остается слабым. Директор отдела инвестиций и рынков капитала KPMG в России и СНГ Антон Болотов говорит, что восстановление рынка алмазов традиционно начинается в августе, когда их закупки увеличиваются с окончанием сезона отпусков и выходят на пик к Рождеству. По его словам, у производителей алмазного сырья в последнее время наблюдался рост запасов на складах, а сезонное увеличение спроса должно помочь им их сократить или замедлить рост.