Пандемия коронавирусной инфекции заставила культурную жизнь в России, да и во всем мире, пусть и ненадолго, но замереть. Ограничения коснулись и российских частных театров: творческие коллективы лишились полноценных репетиций, гастролей и возможности собирать зрительные залы. Меры по их поддержке вошли в общенациональный план восстановления экономики РФ, одобренный президентом Владимиром Путиным. Портал "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство?ТАСС, разбирался, как частные театры сохраняют связь с публикой в экстремальных условиях и какой поддержки ждут от местных властей.
Онлайн-репетиции для творческой интеллигенции"Крепостной театр" работает в Барнауле на протяжении трех лет. Частную площадку создал ученик Валерия Золотухина, актер Молодежного театра Алтая Александр Савин. По его словам, главная цель проекта - повысить театральную культуру местных жителей, научить их разбираться в театральном искусстве и, участвуя в постановках, стать более профессиональными ценителями театра.
В труппу помимо режиссеров и профессиональных артистов входят педагоги, бизнесмены, художники, словом, все, кто желает попробовать себя на сцене и узнать о театре больше. Их обучают актерскому мастерству, технике речи, основам профессии. Три месяца назад театр из-за ограничительных мер, вызванных пандемией, вынужден был прервать занятия и офлайн-репетиции новых постановок.
"В январе мы начали ремонт в новом помещении - решили расшириться, сделали детскую студию, студию вокала, игры на гитаре. 29 марта мы закончили ремонт, все перевезли, и тут начался период самоизоляции - порепетировать на новой площадке мы так и не успели, пришлось приостановить работу в пяти группах, в каждой из которых готовился свой спектакль", - рассказывает Александр Савин.
Чтобы не растерять навыки, коллектив решил проводить репетиции онлайн. Да и сам формат дистанционной работы показался "Крепостному театру" интересным. Пять постановок, которые труппа планирует показать после снятия ограничений, фактически готовы.
В течение месяца группа занимается с режиссером онлайн. В таком формате решили поставить и новый спектакль: участники снимали себя на камеру дома, весь отснятый материал планируется смонтировать в своеобразный фильм-спектакль.
"Такой формат мы еще не использовали, попробуем, что из этого получится. Если выйдет достойно и креативно, выложим в Сеть", - рассчитывает Савин.
Театр существует за счет собственных средств - зарплата сотрудников, аренда, расходные материалы компенсируются из того, что платят за обучение участники, никаких грантов или господдержки у коллектива нет. Изначально, когда театр создавался, на бюджетные средства расчета не было, актеры хотели обеспечивать себя сами.?
"Это не потому, что государство не помогало, просто для этого нужен отдельный грамотный человек, который бы занимался такими вопросами - как принять участие в конкурсе на получение гранта. Надо разобраться, как государство может помочь нам и что мы можем для него сделать. Я худрук, а нужен человек, который бы занялся документацией. Пока мы его не нашли, но, может быть, в перспективе он появится", - отмечает Савин.
"Крепостной театр", как и множество других частных коллективов, рассчитывает, что сможет вернуться к работе в начале осени. "Мы хотим сделать открытие большой новой площадки и в течение месяца - весь сентябрь - показывать премьеры: их нужно перевести в работу на новой площадке, онлайн мы их дорабатываем, ждем, когда сможем начать репетировать в нормальном режиме", - говорит Савин.
Краудфандинг и онлайн-премьераЧастный театр "18+" в Ростове-на-Дону также перенес свою деятельность в онлайн-пространство. По словам художественного руководителя театра Юрия Муравицкого, в этих условиях коллектив даже выпустил премьеру - спектакль "Спойлеры".
"Продолжались репетиции нашей запланированной премьеры - мы готовили современную оперу "Это любовь". Запустили краудфандинговую программу на?planeta.ru. Недавно она закончилась, мы собрали какие-то деньги и планируем премьеру все-таки выпустить", - делится худрук.
Тем не менее дальнейшие перспективы пока туманны, в начале июля коллектив ушел в отпуск без содержания. Совместно с учредителем было принято решение о том, что театр больше не будет существовать в прежнем виде. Как уточняет Юрий Муравицкий, останутся лишь разовые проекты.
"Каких-то денег, которые позволили бы театру существовать, нам не удалось собрать. Как-то до конца сезона дотянули. В начале месяца закрыли сезон и на этом, я думаю, остановимся", - признается он.
Говоря о премьере спектакля, над которым работал коллектив в последние месяцы, Муравицкий отмечает, что вероятность проведения ее на существующей площадке сохраняется: "Возможно, мы сделаем онлайн-премьеру, фактически мы все запишем на видео и выложим в Сеть. А потом, в дальнейшем, когда массовые мероприятия можно будет проводить, когда театры смогут открыться, возможно, найдем какую-то альтернативную площадку, на которой покажем этот спектакль".
По словам Муравицкого, еще до пандемии коронавируса театр пытался вести диалог с министерством культуры Ростовской области, однако в прямой финансовой поддержке театру отказали. "При желании выход мог бы быть найден, но нам сказали, ссылаясь на законодательство, что финансировать частные театры государство не может. Пообещали нам косвенную поддержку, какие-нибудь сопроводительные письма, участие в фестивалях. Но в данной ситуации даже об этом речи быть не может, какие могут быть фестивали сейчас", - сетует он.
Нужна помощьАктеры театра Ad Liberum из Петрозаводска летом рассчитывают принять участие в театральной школе для детей на базе городского Дома актера, которая проводится при участии местного Союза театральных деятелей. В ней юные воспитанники, в числе которых дети-сироты, вместе с актерами республики поставят спектакль "Маленький принц". Проект получил 1,7 млн рублей в качестве поддержки от Фонда президентских грантов.
По словам актрисы театра и директора петрозаводского Дома актера Елены Сапегиной, в проекте "Мосты взаимопонимания. Диалог двух миров" могут участвовать подростки с 14 до 18 лет. Труппа также планирует работать с детьми, оставшимися без попечения родителей, если школу удастся провести в августе текущего года. Сапегина не исключила, что пьесу в дальнейшем переделают для Ad Liberum и она войдет в репертуар театра.
Как сообщили в министерстве культуры Карелии, труппа обратилась с ходатайством, которое минкультуры республики передало в минэкономразвития для формирования реестра некоммерческих организаций, которым окажут финансовую поддержку. Без этой помощи театру, у которого нет собственной сцены, будет нелегко вернуться к работе.
"Безусловно, мы бы хотели какой-то финансовой поддержки, потому что театр не имеет денег не только на заработную плату, но и на постановочную деятельность, а инвестор и владелец находится в непростом финансовом положении, поскольку предприятия, приносившие доход, приостановили деятельность из-за пандемии", - говорит художественный руководитель новосибирского частного театра "13-й трамвай" Сергей Афанасьев.
Театр, открывшийся в ноябре 2019 года, до пандемии нового коронавируса ставил спектакли около трех раз в неделю, заполняемость зрительного зала на 120 мест составляла 90-100%.
"С началом карантина "13-й трамвай" перестал играть спектакли и актеры вынуждены были уйти в самоизоляцию, никакого финансового оборота, зарплат, поддержки финансовой актеры театра не получали с тех пор", - делится Афанасьев.
Сейчас актеры читают произведения в соцсетях, но это не является коммерческим проектом, а лишь позволяет не терять связь со зрителем. Труппа надеется возобновить работу с окончанием пандемии, несмотря на то, что это будет непросто. Артистам, по словам Афанасьева, придется вновь добиваться "некоторого разгона, который театр взял после открытия, наработав репертуар и своего зрителя".
Надежда на осеньКак сообщила Анна Левицкая, директор театра "Фавор", в труппе которого всего 13 актеров-совместителей из областных театров Владимира, в конце марта из-за пандемии отменилась премьера спектакля, на средства от продажи билетов на который планировалось начать работу над следующей постановкой.
"Сразу, как только появится такая возможность, начинаем репетировать. Наши декорации до сих пор стоят на сцене. Мой бенефис, который не состоялся в мае, планируем перенести на осень. Театральный спектакль требует времени, прежде всего нам нужно репетировать, и даже с учетом того, что готовы декорации и костюмы к нашему премьерному спектаклю, около месяца понадобится актерам, чтобы все вспомнить", - говорит она.
В Татарстане спектакли также отложили из-за пандемии нового коронавируса. Как сообщила министр культуры республики Ирада Аюпова, до 6 июля был продлен прием заявок на соискание грантов для негосударственных театров.
"Общая сумма грантового фонда составляет 3 млн рублей. В прошлые годы эта сумма распределялась между государственными театрами, в этом году Фарид Рафкатович (Бикчантаев, председатель Союза театральных деятелей Татарстана. - прим. ред.) предложил направить эту помощь негосударственным театрам", - сказала она.
Аюпова выразила надежду, что во второй половине июля победители уже получат реальные деньги на свои постановочные проекты.?
Восстановление работы частных театров отвечает задачам национального проекта "Культура". Его целевым показателем является увеличение посещаемости учреждений культуры на 15% к 2024 году. Ранее в Министерстве культуры РФ?сообщали, что эти показатели могут быть пересмотрены в августе 2020 года в связи с тем, что культурная сфера вошла в число наиболее пострадавших от пандемии коронавируса.