Очевидно, что, деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения постоянно совершенствуется, непрерывно улучшаются методы ее работы. Из года в год сотрудники ГИБДД вносят все более весомый и ощутимый вклад не только в профилактику дорожно-транспортных происшествий, но и противодействие различным преступным посягательствам.
Как показывает 80-летний опыт работы улучшение результативности и эффективности работы по повышению уровня дорожной безопасности возможно только при постоянном движении вперед путем внедрения самых современных и инновационных технических средств и новинок. Госавтоинспекция как ни одна другая служба полиции должна идти в ногу с временем, не отставая ни на шаг.
Так что же ждет эту службу впереди, в третьем тысячелетии? Будет ли она также нужна и необходима в век стремительно развивающихся компьютерных и нано-технологий?
В настоящее время в Правительстве Санкт-Петербурга прорабатывают возможность запуска по Западному скоростному диаметру регулярных автобусных маршрутов. Автобусы будут связывать аэропорт Пулково и Приморской район, то есть планируется использовать всю скоростную магистраль, а не только её часть. Более того, на ЗСД даже могут появиться автобусные остановки. С учётом того, что большая часть магистрали проходит по эстакадам, остановки будут оборудованы эскалаторами или лифтами для спуска на землю. Павильоны ожидания планируется сделать крытыми. Один из таких павильонов, по задумке авторов, будет находиться недалеко на участке ЗСД, проходящем в западной оконечности Крестовского острова, где проходит сейчас строительство стадиона «Зенит-арена». Таким образом, часть болельщиков смогут попасть на стадион, а после окончания матча — отправиться домой, в гостиницу или в аэропорт, что существенно упростит дорожную обстановку в городе в период проведения крупных спортивных мероприятий, в том числе «Чемпионата мира по футболу 2018».
В перспективе власти Санкт-Петербурга рассматривают строительство скоростной городской магистрали с мостом через реку Неву вдоль Финляндского железнодорожного моста в створе улиц Фаянсовая – Зольная. Скоростная магистраль с мостом в створе улиц Фаянсовая - Зольная должна соединить ЗСД, восточное полукольцо КАД и ряд крупных городских магистралей и набережных.
В планах на 2020 год также стоит реконструкция 729 км автодорог федерального, регионального и местного значения в Ленинградской области. А в Петербурге, по целевому варианту, введут в эксплуатацию 202 км улично-дорожной сети. Так же нельзя не сказать о предполагаемых зонах, выделенных для строительства путепроводов взамен железнодорожных переездов. Зоны путепроводов выбирались по наибольшим показателям аварийности, времени простоя на переезде автомобилей, интенсивности существующего и перспективного движения автомобильного и рельсового транспорта. Это участок «Новая деревня - Старая деревня» (Липовая аллея), перегон «Нева – Заневский мост» (в районе платформы 7 км), 3-й км автодороги «деревня Старая – деревня Кудрово», створ ул. Краснопутиловская у дома №42 и др.
Все большее значение в предупреждении дорожно-транспортного травматизма из года в год приобретает система фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения. А ведь если задуматься, еще буквально несколько лет назад камеры, фиксирующие правонарушения, были новинкой. А сейчас мы не себе не представляем себе дорожную инфраструктуру без "всевидящего ока". Быстро набирающая обороты система фотовидеофиксации нарушений уже сейчас позволяет фиксировать не только превышение скоростного режима, но и нарушения очередности проезда перекрестков и правил проезда железнодорожных переездов. В перспективе- пресечение таких нарушений как выезд в нарушение правил дорожного движения на полосу встречного движения, проезда пешеходных переходов и т.д.
А в будущем не исключено, что технические средства позволят фиксировать все виды нарушений правил дорожного движения. Дороги полностью перейдут под контроль электронных систем. Постепенно во всех городах будут внедрены интеллектуальные транспортные системы, которые будут самостоятельно анализировать дорожную обстановку, управляя светофорами, потоками транспорта и системой фотовидеофиксации.
Но смогут ли камеры и интеллектуальные системы заменить Госавтоинспекцию? Смогут ли электронные средства слежения полностью заменить человеческий фактор?
Думается, что нет. Камеры не останавливают слишком торопящегося водителя, не просят пройти в патрульный автомобиль, не составляют протокол и не тратят время на необходимые формальности. И этот их казалось "плюс" оборачивается поводом для незаконопослушных водителей для безнаказанности: ведь пролететь под "стрелку" или превысить скорость можно сейчас, а разбираться с наказанием позже. Многих страшит сам разговор с сотрудником в форме, а чего бояться камер?
А смогут ли камеры зафиксировать нарушения правил дорожного движения со стороны пешеходов или водителей скутеров и велосипедов? Или догнать водителя-нарушителя в момент совершения нарушения? Вопрос открытый...
Интеллектуальные системы управления дорожным движением и фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения - это перспективные направления в области обеспечения безопасности дорожного движения, которые помогут Госавтоинспекции наиболее эффективно выполнять задачи по профилактике и снижению уровня дорожно-транспортного травматизма.
Согласно статистике, около 80-90% дорожно-транспортных происшествий происходят по вине водителей транспортных средств. Поэтому автопроизводители также не остаются в стороне от проблем дорожной безопасности, уделяют максимум внимания системам безопасности производимых транспортных средств, предусматривая весь спектр потенциальных опасностей, в которые теоретически может попасть автомобиль. Современные системы безопасности уже предусматривают как активную, так и пассивную безопасность автомобиля, включая в себя ряд устройств- подушки безопасности, антиблокировочные системы колес, противобуксовочные и противозаносные системы и многие другие средства. Данные конструкции позвояют водителю не попасть в беду и обезопасить свою жизнь и жизнь пассажиров в сложных условиях современного автотранспортного потока.Чтобы повысить уровень безопасности автомобиля и безотказности всех систем, автопроизводители с каждым годом применяют все более совершенные технологии, используя инновационные материалы и совершенствуя конструкции.
Но, к сожалению, все даже самые передовые системы активной и пассивной безопасности "умных" автомобилей не позволят полностью избежать дорожно-транспортных происшествий. Ведь зачастую причиной ДТП является "человеческий фактор"- скорость реакции и принятия решения в кратчайшие сроки являются основополагающими для избежания аварий.
В недалеком будущем на дорогах будут появляться все большее количество автомобилей с функцией "автопилота". Компьютер, который сменит за рулем человека, сможет одновременно отслеживать все объекты и мгновенно реагировать на возникающие дорожные ситуации. Но будут ли готовы люди полностью доверить контроль машине? Сомнительно. Ведь мы можем смириться с ошибками, совершаемыми людьми, но не прощаем ошибок технике.
Но даже если это и произойдет, и в машинах людей заменят компьютерные интеллектуальные системы, ""автопилоты" не смогут заменить иных участников дорожного движения- пешеходов, велосипедистов, мотоциклистов и других участников дорожного движения, которые также попадают на дороге в аварийные ситуации, а это значит служба Госавтоинспекции будет востребована еще очень долго.
Времена меняются, сменяются эпохи, но как и год назад, и пять лет назад, и десять лет назад при словах "сотрудник ОРУД-ГАИ-ГИБДД" в сознании людей возникает фигура инспектора ДПС, следящего за порядком на улице, или инспектора, принимающего экзамен у кандидата в водители. И так будет и последующие десятилетия, как бы быстро и стремительно не развивались технологии и не двигался вперед прогресс. А это значит, что впереди еще не один юбилей доблестной службы.