25.03.2020 Законодательным собранием Ленинградской области в рамках законодательной инициативы прокурора области принят областной закон «О внесении изменений в ст. 8 областного закона «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Ленинградской области».
Концепция закона основана на практике надзорной деятельности в сфере муниципального земельного контроля.
До принятия указанного областного закона в рамках муниципального земельного контроля уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления были наделены правом составления лишь акта проверки, в котором фиксируются признаки выявленного правонарушения. Возможность составления каких-либо иных документов обязательного характера при осуществлении муниципального земельного контроля законодательство не оговаривало.
Между тем, в правоприменении возникали проблемы, связанные с обеспечением фактического устранения выявляемых в ходе муниципального земельного контроля нарушений земельного законодательства, поскольку после составления упомянутого выше акта по результатам проверки рассматриваемые правоотношения переходят в плоскость административных. В Кодексе РФ об административных правонарушениях содержится лишь одна норма, имеющая своей целью устранение нарушений, следующего содержания - назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено (часть 4 ст. 4.1). Данный правовой инструмент является явно недостаточным для устранения нарушений земельного законодательства, что неоднократно являлось предметом обсуждения в органах государственной власти Ленинградской области.
Прокуратурой предложено ввести еще один механизм обеспечения законности в рассматриваемой сфере.
Кроме того, Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» ст. 72 ЗК РФ дополнена новым пунктом 9, регламентирующим порядок действий должностных лиц органов муниципального земельного контроля по итогам проверки в случае выявления на земельных участках фактов самовольной застройки, а именно порядок уведомления органов местного самоуправления поселения, городского округа о таких фактах. Как следствие ст. 8 областного закона «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Ленинградской области» дополнена положениями о том, что в случае выявления факта размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, должностные лица органов муниципального земельного контроля направляют в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения данного земельного участка уведомление о выявлении самовольной постройки в срок и в порядке, установленные ст. 72 Земельного кодекса РФ.