Учебный год в российских школах подошел к концу, но не для всех: у тех выпускников, кто собирается поступать в вуз, начинается самая горячая пора - сдача единого государственного экзамена, а затем - приемная кампания. Наиболее массовый ЕГЭ традиционно проводится по русскому языку: в этом году для соблюдения всех норм безопасности он будет проходить в течение двух дней. О том, на какие самые сложные и коварные задания в ЕГЭ стоит обратить внимание ученикам при подготовке, в какой последовательности решать задания и почему страшно не уложиться в необходимый объем при написании сочинения, порталу "Будущее России. Национальные проекты" рассказали учителя русского языка и литературы - финалисты конкурса "Учитель будущего", который проводится АНО "Россия - страна возможностей" совместно с Минпросвещения России.
Какие самые сложные и коварные задания в ЕГЭ, на которые стоит обратить особое внимание?Отвечает?Татьяна Карпова, МОУ?"СШ с углубленным изучением отдельных предметов № 30 им. С. Р. Медведева", Волжский
"Это задание № 2 по маленькому тексту: в нем необходимо самостоятельно подобрать вводное слово, союз или частицу и вставить на место пропусков в предложении. Еще одно из сложных заданий - под номером 21: оно требует пунктуационного анализа, то есть знаков препинания. Детям нужно провести анализ текста и найти предложения, в которых запятая или тире ставятся по одному и тому же правилу. Сложность в том, что в этом задании часто встречается не один, а несколько вариантов ответа.
Кроме того, очень сложными для детей являются задания, когда им нужно найти предложения, которые соответствуют или не соответствуют тексту: зачастую вот эту частицу "не" дети не всегда замечают, и у них не всегда хватает времени для того, чтобы повторно обратиться к тексту и внимательно проверить правильность выбранных ответов".
Какого алгоритма стоит придерживаться в решении заданий?Отвечает?Ольга Васенко, МОУ?"Инженерная школа", Комсомольск-на-Амуре
"Первый блок ЕГЭ состоит из двух частей: одна - по орфографии, другая - по пунктуации. Я предлагаю ученикам сначала выполнить легкие задания - те, которые им легче даются: кто-то больше любит орфографию, кто-то - пунктуацию или синтаксис. После этого следует перейти к более сложным заданиям, то есть двигаться от простого к сложному. Такая последовательность имеет смысл, потому что, когда ребенок решил простые вопросы, он может сориентироваться, сколько в его запасе осталось времени на выполнение более сложных заданий, в частности сочинения, на которое следует закладывать достаточно много времени. Если следовать такому алгоритму, у выпускника есть все шансы успеть выполнить все задания".
Какой должен быть объем сочинения? А что если написать меньше установленного объема?Отвечает?Ирина Берендеева, МАОУ?"Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов", Тобольск
"Минимальный объем сочинения в ЕГЭ по русскому языку - 150 слов. Верхняя граница не установлена, поэтому нет ничего страшного, если написать больше этого объема. При этом детям я всегда настойчиво повторяю, что не нужно лить воду и повторяться: писать нужно все четко, по делу, соблюдая чувство меры. А вот не набрать минимальное количество слов, конечно, очень-очень страшно, поэтому нужно стараться всегда писать с запасом".
Отвечает?Татьяна Карпова, МОУ?"СШ с углубленным изучением отдельных предметов № 30 им. С. Р. Медведева", Волжский
"При написании сочинения обычно мы используем трехчастную композицию: вступление, основная часть и заключение - соответственно, в сочинении точно должно быть не менее трех абзацев. Помимо этого, основная часть, как правило, должна разделяться еще на несколько частей в зависимости от количества микротем, которые поднимает в работе школьник.
Рекомендуемое количество слов в таком задании - от 150 до 300. Если ребенок напишет менее 150 слов, это будет учитываться при оценке грамотности, поэтому меньше этого объема писать, конечно, не нужно".
Можно ли в сочинении использовать аргументы из жизни, а не только из литературы?Отвечает?Галина Перегутова, МБОУ СОШ № 90, Новосибирск
"Понятие "аргументы" ушло. Согласно новой формулировке заданий, нужно привести не аргументы, а примеры иллюстраций из прочитанного текста для того, чтобы прокомментировать проблему, поднятую автором текста, и далее высказать свое отношение к авторской позиции и обосновать свое мнение. Естественно, когда мы обосновываем свое мнение, можно приводить аргументы из собственной жизни".
Отвечает?Ольга Васенко, МОУ?"Инженерная школа", Комсомольск-на-Амуре
"Аргумент из жизни, в общем-то, может быть засчитан, если ребенок действительно привел достойный пример. Вместе с тем, как показала моя педагогическая практика, ребенку зачастую может не хватать багажа знаний и житейского опыта, чтобы рассуждать на какие-то такие философские и нравственные проблемы, заявленные в тексте. Хотя это и не исключается: можно также взять пример из истории, политики.
Я же своим ученикам рекомендую брать аргументы из литературы. Русская литература - это кладезь нравственности, силы духа - всего, что нас окружает".
Подготовил Юрий Кукин