В Ленинградской области принят и действует областной закон от 13.04.2015 № 35-оз «О проведении публичных мероприятий на территории Ленинградской области» (далее - Областной закон № 35-оз), ст. 6 которого установлены места, где запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций.
В частности, данные мероприятия запрещается проводить, помимо прочего, на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, занимаемым органами государственной власти, органами местного самоуправления, зданиям дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, зданиям иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере воспитания и развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, зданиям больниц, авто- и железнодорожных вокзалов, территориях, непосредственно прилегающих к культовым зданиям и сооружениям.
Между тем Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 01.11.2019 № 33-П указывает, что исполнение субъектами РФ предоставленного частью 2.2 ст. 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» полномочия по дополнительному законодательному определению мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций, предполагает возможность установления таких мест исключительно на основе учета объективных региональных особенностей и условий, не нашедших отражения в федеральных законах и подразумевает недопустимость произвольного (абсолютного) пространственно-территориального ограничения права на свободу мирных собраний. К абсолютному (произвольному) общему запрету на проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций Конституционный Суд РФ относит такой запрет, который не ограничен во времени и применяется ко всем публичным мероприятиям независимо от количества участников или возможности серьезных нарушений обычной жизни граждан, не сформулирован таким образом, чтобы избежать конкретного риска соответствующих нарушений с минимальным ограничением права на свободу собраний, распространяется на все без исключения указанные публичные мероприятия без учета того, создает ли конкретное публичное мероприятие исходя из его целей и вида (характера), предполагаемого количества участников, планируемого времени (дня) проведения, а также иных обстоятельств действительную угрозу правам и свободам человека и гражданина, законности, правопорядку и общественной безопасности, в том числе функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям, объектам транспортной или социальной инфраструктуры, и без разрешения вопроса о соразмерности запрета его проведения степени такой угрозы.
Принимая во внимание выводы Конституционного Суда РФ, прокурором области в Законодательное собрание Ленинградской области направлено письмо с требованием рассмотреть вопрос о внесении в ст. 6 Областного закона № 35-оз необходимых изменений, в той части, в которой в данной норме установлен общий запрет проведения публичных мероприятий в соответствующих местах.
Требования прокуратуры в Законодательном собрании признаны обоснованными.
В настоящее время депутатами областного парламента приняты меры к внесению необходимых изменений в указанный областной закон.