С конца марта почти все российские детские сады, школы и вузы перешли на дистанционное обучение из-за ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Пока на улицах меньше машин?и пешеходов, в том числе, конечно, и детей, дорожники не сидели сложа руки и ускорили многие стройки. Портал "Будущее России. Национальные проекты" попросил регионы рассказать, какие работы в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автодороги" будут направлены на защиту детей и обеспечение их безопасности, после того как им снова нужно будет пойти учиться.
Сегодня одна из главных национальных целей государства ? стремиться к нулевой смертности на дорогах, прежде всего среди детей. Еще десять лет назад в России ежегодно на дорогах погибали почти 1 тыс. детей, но с тех пор снижение общей детской смертности составило около 40%. К примеру, за 2019 год в ДТП погибли 562 ребенка в возрасте до 16 лет.
Ограничения, введенные из-за пандемии, позволили еще больше сократить эту трагическую статистику. Так, в прошедшем апреле на дорогах России произошло на 43,3% меньше ДТП, чем в аналогичном месяце прошлого года. А число аварий с участием детей и подростков снизилось на 68%, до 631. При этом погибли 14 детей ? почти вдвое меньше, чем в апреле 2019 года. Это прямое следствие самоизоляции, правда, таким же эффектом, но уже с обратным знаком грозит и последующее снятие ограничений.
Обучение детей правильному, безопасному поведению на улице, рядом с проезжей частью, при переходе дорог ? один из главных способов, позволяющих предотвратить возможные трагедии. Образовательные учреждения, ГИБДД, общественные организации активно готовятся и к обычному летнему выходу детей на улицы, и к началу нового учебного года. Запускаются массовые информационно-просветительские, обучающие проекты среди детей и их родителей. Но и качество дорожной инфраструктуры играет не последнюю роль. Поэтому дорожным работам, которые проводятся вблизи образовательных учреждений, на дорогах, по которым пролегают наиболее массовые маршруты к школам и детским садам, в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автодороги" уделяется особое внимание.
От малых селНе растягивать такие ремонты на полгода решили, к примеру, в Псковской области. Обустройство безопасных пешеходных переходов вблизи образовательных учреждений на региональных автомобильных дорогах уже завершено досрочно, хотя первоначально срок сдачи работ был назначен на 31 августа. Всего за месяц было установлено 54 светофора на солнечных батареях, 108 дорожных знаков "Пешеходный переход" и более 2,5 км пешеходного ограждения.
Один из таких переходов находится в деревне Писковичи, рядом со средней общеобразовательной школой. Ежедневно им пользовались более 400 школьников. Раньше переход был нерегулируемым и плохо просматривался в темное время суток, а это большая часть учебного года. Теперь же установлены два мигающих светофора, дорожные знаки "Пешеходный переход" и барьерное ограждение. Переходом пользуются не только по пути в школу, но и при посещении Дома культуры, районной библиотеки, добавила председатель родительского комитета школы Марина Руданова.
В селе Усть-Ивановка Амурской области в начале года появился новый детский сад на 120 мест, и дорожники приступили к приведению в порядок прилегающих улиц. Так, летом они планируют заасфальтировать Новую улицу, обустроить водоотведение, тротуары, автобусные остановки. Также со временем проведут связь, установят современное освещение и новые дорожные знаки, нанесут новую дорожную разметку холодным пластиком и посеют газон. Как отметил заместитель главы администрации Благовещенского района Дмитрий Слепцов, речь идет не просто о ремонте дорог, а о комплексном развитии территории муниципального образования, население которого растет с каждым годом.
Не забывают о самых маленьких даже в совсем небольших селах. В Семеновке Воловского района Липецкой области проживают около 200 человек. Школы там нет, поэтому дети каждый день ездят на учебу в соседнее село Набережное. По словам главы поселения Татьяны Заховаевой, последний раз пролегающую между пунктами дорогу обновляли в середине 1980-х годов, с тех пор здесь проводился только аварийный ямочный ремонт. Но благодаря нацпроекту в этом году дорогу приведут в нормативное состояние: устранят деформации, просадки, колеи, уложат новое асфальтобетонное покрытие. Подрядчик обещает все закончить к 1 сентября. Как рассказал местный житель Александр Уточкин, для всех жителей села, и больших, и маленьких, это событие, и они с радостью наблюдают за работой спецтехники.
До больших городовВ крупных городах и работы масштабнее. В Новосибирске идет капитальный ремонт участка Большевистской улицы протяженностью 1,2 км. Это одна из центральных улиц города с шестиполосным движением. Но вот у перехода рядом с детским садом № 389, хотя еще недавно и оборудованного светофором, стерлась разметка, не было пешеходных ограждений. Сейчас вдоль улицы ремонтируют тротуары, обновляют бордюрный камень, в эстетический вид приводят газоны, по-новому будут обустроены пешеходные переходы.
"Я искренне радуюсь, когда вижу изменения в лучшую сторону в родном Новосибирске. Важно помнить, что в городе должно быть комфортно не только автомобилистам, но и пешеходам. Все эти изменения придутся по душе родителям и детям, которые ежедневно добираются вдоль Большевистской улицы в детский сад № 389. Ведь движение в городе с каждым годом становится безопаснее", ? рассказал заместитель председателя Общественного совета при министерстве транспорта и дорожного хозяйства региона Сергей Новиков.
В Барнауле в Алтайском крае в районе пересечения улиц 50 лет СССР и Георгиева, а также Балтийской и Лазурной сразу четыре общеобразовательные школы. В рамках нацпроекта на регулируемых перекрестках этих улиц были заменены транспортные и пешеходные светофоры, установлены дорожные знаки на щитах с повышенной светоотражающей способностью.
"С учетом большого количества детей как школьного, так и дошкольного возраста, проживающих в границах этих улиц, а это порядка 3 тыс. школьников и 1,2 тыс. дошколят, модернизация светофора на перекрестке улиц Балтийская ? Лазурная, безусловно, повысит безопасность дорожного движения", ? отметила директор школы № 132 города Барнаула Инна Борисенко.
В городе Пензе в 2020 году рядом с восемью общеобразовательными учреждениями планируется установить восемь светофорных объектов, 148 предупреждающих знаков дорожного движения, 2 тыс. погонных метров барьерного ограждения.
Места для ремонта выбирали с участием жителей. К примеру, в Ленинском районе средняя школа № 58 находится внутри квартала, с четырех сторон окруженного автодорогами, ремонт которых был проведен в 2018?2019 годах. Из-за этого увеличился транспортный поток, и потому вблизи школы решили установить светофоры, 400 погонных метров пешеходного ограждения и 36 знаков дорожного движения. "Мы, родители, очень рады установке светофоров! Будем меньше переживать за своих детей", ? сказала Наталья Иванова, мама ученика школы.
Общая работаНо как бы ни старались дорожные службы, обустраивая современные пешеходные переходы, делая яркую разметку, настраивая светофоры, важно знать, что добиться снижения детской смертности в ДТП можно только общими усилиями всех сторон: родителей, учителей, воспитателей, водителей и просто прохожих. Всем им важно помнить, что если ребенок получил травму в дорожно-транспортном происшествии, то такого понятия, как "вина ребенка", не существует, где-то недосмотрели именно взрослые. А потому важно своевременное обучение умению ориентироваться в дорожной ситуации, дисциплине, осмотрительности и осторожности на улице. Тогда улицы будут комфортными и безопасными и для детей, и для их родителей.
Даниил Шабашов